помним Белютина

    Белютин – это новый путь к истине, к счастью.

Для всех. Поскольку: “…Искусство есть форма жизни человека и, значит, нечто чрезвычайно “полезное” и необходимое для развития человечества…”

“…человек обращается к искусству, стремясь найти в нем равновесие тому напряжению надсознания, которое создано внутренней динамикой современной жизни. Разрядка надсознания, нахождение выхода из сбитости ритма, материальное овеществление некоей эмоциональной неполноценности – таковы истоки первой потребности в искусстве” – Э.Белютин

ОДА

Мечтатель или гений злой,
Мужчина с длинными ногами,
Откуда взял ты метод свой?
И как возвысился над нами?

Кто ты ? Куда толкаешь нас ?
Фотограф ест…Художник стонет.

  • В инстанциях не счесть зараз,
    Манеж в литературе тонет.
    Завален трупами порог –
    Путь к живописи непролазен.
    Как Кащенко благообразен
    Мир к чудакам ужасно строг.
    Что из того, что весь итог
    Двух тысяч лет тобою понят ?
    И спал бы ты… Никто не гонит…
    Но ты встаешь, и, словно Бог,
    Из ничего : из мыла, губки,
    Гвоздей, резинок и коры,
    Всех разъяснив людей поступки,
    Творишь хвостатые миры.Безумен изначальный труд…
    Исходит студия мочей.
    Скупили всю в Москве бумагу –
    Рвут, терками дерут
    Со стеариновой свечой
    По миллиметру и по шагу…На приступ будущего века
    Белютина согнется бровь,
    И брызнет сок из человека –
    Зеленая, как небо кровь !”ГИМН.Мою мать побили за кражу,
    Был отец мой родной злодей,
    Не умел писать я пейзажей,
    Не умел рисовать я людей.Моя краля носила клипсы,
    Были мысли мои легки.
    Я срисовывал честно гипсы
    И ни капли не пил с тоски…

    Жизнь в атаку меня водила,
    Был я, братцы, сильнее льва,
    Небо было в пейзажах синим,
    И зеленой была трава.

    Мне бы тут и делать дело –
    Мчаться к славе на белом коне,
    Только мысля меня заела,-
    Все учиться хотелось мне.

    Увлечен искусством опасным,
    Я хожу по земле едва –
    Стало небо в пейзажах красным,
    Стала черной, как ночь, трава.

    Бестолков я вдрызг и беспутен,
    Нет на мне от тоски лица…
    Доведи ты меня, Белютин,
    До логического конца !”

    стихи Леонида Рабичева, которые он написал о Элии Михайловиче Белютине в Красном стане в 1962 г. 

  • В. Преображенская  “… Что касается меня, то работа в нашем подвале под руководством Белютина захватила меня полностью. Как-будто я вышла на свет из длинного, мрачного прозябания…
    Белютин – это для всех – выйти на свет из длинного мрачного прозябания!”                                           материал подготовила Ольга Грачёва


The Темпоральная реальность Show Must Go On

продолжаются занятия студии Темпоральная реальность. В галерее А3 в рамках проекта ” У времени в плену” Владимир Виноградов 23 02 2011 г. провёл занятие из цикла классических методик “Натюрморт”. Участвовали Павел и Надежда Певчевы , Ольга Грачёва, Елена Лоер, Надежда Александрова, студенты Университета МИСиС -Михаил Павленко, Станислав Черепанов и Илья Котельников

с 14 минуты наш Учитель:

Анонс выставки февраля

В знаменитой Галерее А3 (Староконюшенный пер., 39) 19 02 2021 состоится открытие выставки “У времени в плену”(куратор Виталий Владимирович Пацюков).

студия Темпоральная реальность представляет избранные работы

Владислава Зубарева, Ивана Бурмистрова, Владимира Виноградова, Марьи и Натальи Гончарук, Надежды Певчевой, Сергея Соколова,

Александра Сафошкина и др.

Александр Сафошкин_2015_Окно в студии Владислава Зубарева_Магический кристалл_30х40_акрил холст

Ко дню рождения Учителя

На занятиях Студии темпоральная реальность Владислав Зубарев любым графическим способом эскизы пояснял выполнение методических упражнений в живописи, скульптуре, графике.

В феврале и марте 2021 в Галерее А3 года можно увидеть  работы  Студии на выставке “У времени в плену” куратор Виталий Пацюков

Свет в восьмидесятые

В журнале “Светотехника” вышла статья Владимира Виноградова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СВЕТИЛЬНИКОВ В СССР

представлены некоторые перспективные образцы осветительной техники для жилища. Даны пластические характеристики и идеи творческих посылок светильников разработанных в середине 80-х годов ХХ века. Описан проектный подход и творческие методы эксперимента в дизайне. Показан вариант видения и поисковые модели ведущих художников-конструкторов СССР. Вскрыты методики проектного эксперимента.

Отмечено существование и потребность в расширении нетрадиционного дизайнерского подхода к проектированию, использование методики эксперимента. Именно в стенах института   технической эстетики (ВНИИТЭ) существовали для этого подходящие условия.

В рамках программы разработки светильников для Института Света в Москве (ВНИСИ) в Институте Технической эстетики (ВНИИТЭ) в середине 80-х годов были разработаны оригинальные модели светильников с нетрадиционной композицией и световой схемой. [2]

Для описания разработок изделий применяется специфичная профессиональная лексика, свойственная именно этому коллективу. Её ассоциативные посылки позволяли дизайнерам того времени нетривиально подойти к генерации проектного образа. [4]  Коллекция светильников создана для комплексного обеспечения потребностей жилища в освещении.

На архивных фотографиях-иллюстрациях представлены модели светильников, спроектированные творческим коллективом. Его состав  -Владимир  Виноградов, Ирина Преснецова и Алексей Хауке. [3]       Дизайнеры этого проектного альянса ставили  проектную установку на перспективу -разрабатывали проекты, не обеспечивающие мгновенный материальный успех. Обычно поручались художественно-конструкторские работы концептуального и экспериментального характера. При этом учитываются эргономические факторы, технологические закономерности производства и соответствие тенденциям времени. Так проявлялась проектная фаза.

Демонстрировали специфичные проектные алгоритмы; ставка на нестандартную компоновку и конструкцию. Активном игровом проигрыше потребительской ситуации. [5]

В идеологии проектов -исключение “украшательства” принципов стайлинга, заимствований и плагиата. Возможно, так стирается технократическое и косное восприятие. [1]

Кажется, что данный проектный подход выглядит, на первый взгляд бутафорским и непродуктивным. Но таким театральным подходом генерируются нетривиальные конструкции и формы. Полагается новое формообразование, расширяется бытовая потребительская ниша.

Светильники на фотографиях изготовлены на Опытном производстве (подразделение ВНИИТЭ базировавшееся на территории ВДНХ-а). Для изготовления использовались дюралюминий, сталь, ткань, оргстекло и краска. Выполнение моделей осуществлялось токарями, фрезеровщиками, а подгонка деталей опытными макетчиками и слесарями.

При создании светильников творческий альянс дизайнеров создал самые неожиданные образы, использовал чуднЫе и смелые ассоциации, задавая яркие ипостаси света. Рабочие девизы зачастую иррациональны и метафоричны. Формируют  световую картину, создавая диффузный, рассеянный, направленный, “интеллектуальный” или “разумный” свет.

Особенным направлением разработок, стали фантазийные объекты с метафорической образной посылкой. У каждой модели светильника проявлен своеобразный почерк авторов. В формировании концепции светильников дизайнерами используются имена известных персонажей из древнегреческих мифов. Такой принцип творческой фабулы специфично проявился в дизайне светильников.

Некоторые модели созданы для декора, утверждения, так называемого, пластического ключа в интерьере. Примечательно, что функциональные и эргономические качества объектов светильников не всегда доминировали в проектных установках.

Цвет у большинства моделей был выбран радикально -“строгий чёрный”. Это соответствовало входившему тогда в моду минимализму, резко выделяло объекты дизайна среди прочих аналогов. Объекты оборудования жилища получались контрастными к окружающей среде интерьера жилища. Дешёвая позолота исключается как свидетельство низкопробного украшения или простейший маркетинговый ход.

Расширить ассортимент по формированию световой среды в квартире должен был потолочный светильник “Галактика” (фото модели на рис.1).  Конструктивно предусмотрены два режима освещения пространства -общее и местное.

Детальный состав устройства таков. В чёрном  металлическом плафоне конической формы размещена мощная лампа. Она создаёт направленный световой поток вниз. При потребности пятно освещённости можно регулировать, опуская или поднимая плафон(рис.1а).

Художественная структура композиции светильника -ажурный параллелограмм с коническими шарнирами. В узлах конструкции размещены мерцающие миниатюрные лампочки. Сжимая или растягивая решётку можно легко компоновать фигурацию каркаса. К примеру, в одном варианте выстраивается созвездие “Большая медведица”, а при некотором растяжении и сдвиге ромбов её каркаса, составляется новая астральная комбинация. Светильник-инсталляция создаёт на потолке комнаты своеобразный, романтично сверкающий парад планет. Можно создать вспомогательное мягкое, рассеянное освещение.

На рис.2 показана потребительская ситуация применения светильника “Галактика”. В эскизной графике проектный поиск по созданию образа фантазийной жилой среды.

В только что входившем в моду того времени, стилевом направлении «Арт дизайн», [7] решёно устройство динамического подвеса плафона светильника (рис.3). “Обнажённая” конструкция как принцип формирования образа. Кронштейн размещаемый на потолке кухни. Имеет звонкое название “Малевич”. Предназначен для перемещения светильника в удобное место пространства.

В пластической концепции дизайна устройства заложена идея воссоздать плоскостные графические композиции русских авангардистов в объёмном, трёхмерном виде.

Силуэт кронштейна представляет собой строгую конструктивистскую композицию. Несомненно, его внешний вид  навеян картиной Эль Лисицкого “Бей красным клином”. Стилистику можно отнести к суперматизму. Без декора барочных загогулин. Очевидны параллели между произведениями станкового искусства и реальными дизайнерскими объектами для освещения пространства.

Конструкция кронштейна проста и надёжна. На круглой монтажной площадке размещено стальное кольцо для перемещения штанги в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На кольце при помощи двух цилиндрических втулок выдвигается несущая штанга. Диск основания обеспечивает вращение конструкции вокруг вертикальной оси на 360°. Это позволяет установить осветительный плафон в необходимую зону пространства; изменить точку подвеса -высоту светильника по горизонтали и вертикали.

Секрет конструкции в том, что при свободном вращении штанги на кольце, её заклинивает от приложенной нагрузки. Так фиксируется положение подвеса плафона в нужной точке.  Диаметр поворотного кольца расчитан так, чтобы при максимальном выдвижении штанги компенсировать крутящий момент(рис.3а).

Подобную задачу,  установки в нужном месте пространства излучателя светильника служит и светильник “Аист” (рис.4). Его изящный силуэт напоминает парящую в небе птицу.

Композицию составляет стержень с коробчатым плафоном, которую  уравновешивает элегантный белый лист-рефлектор, сложенный как в оригами. Конструкция подвешивается на потолке за крюк. Перемещение конструкции осуществляется при помощи шнура со скобой-ручкой дельтовидной формы.

Светильник, кстати, напоминает культовый артефакт 20-х годов ХХ века -“Летатлин” созданный Владимиром Татлином.

Переносной светильник “Соня” (рис.5) создаёт “вечерний” свет в спальне. Внешне похож на кувшин. Ручка-дуга, расположенная на задней поверхности, позволяет как из лампы Алладина разливать в удобные закоулки свет! В нижней части светильника расположен электронный будильник. Следует отметить, было модно расширять возможности бытовых предметов дополнительными опциями, например, встроить радиоприёмник, будильник или др. функции повышающие комфорт.

У люстры “Медея” (рис.6) отличительная черта – изменение площади  поверхности затеняющего абажура. Сферический абажур выполнен из шёлка. Лёгкого роскошного материала, с богатым культурным шлейфом. Его светопроницаемость позволяет создать мягкую светотеневую картину в интерьере и оптимальную освещённость. Люстра хороша для создания театрального «уютного» пространственного эффекта в интерьере.

Для декоративного украшения интерьера была создана бра “Данко” (рис.7). В настенном бра была заложена пластическая идея -“Гранула света”.  Интрига дизайна достигается благодаря использованию “ЗД технологий” того времени (середина 80-х годов). В фильтре из оргстекла фрезерованы пирамидальной формы призмы (под углом в 120 градусов). Благодаря этой особенности рельефа фильтр светильника создаёт спектральный световой эффект (радужный цветной перелив).

Краткое описание конструкции прояснит эстетику напольной лампы “Шахерезада”(рис.8). Поэтично названная дизайнерами  лампа вполне подходит для создания театрального пространственного эффекта в интерьере. Металлические детали лампы выполнены из медного сплава. Ведь воссоздавая исторические мотивы в экзотическом образе мавританской стилистики, уместен красный оттенок. [6]

В центре основания расположена лампочка, излучающая “волшебный свет”. В тарелке основания укреплён стержень, его длина около полутора метров, он имеет плавный лекальной формы изгиб. Пружинные свойства несущего стержня позволяют растягивать шёлковый шатёр и таким образом создавать гармоничную световую форму. Купол светильника фиксируется конической втулкой и завязывается на кромке основания шнурком с стильной кисточкой. Для него использован белый шёлк –лёгкий и роскошный. Создается мягкая светотеневая игра без бликов. Высвечивается изысканное действо света, cимволизируя богатую культурную традицию востока.

Оригинальное композиционное решение у модели светильника «Воздушный дракон” (рис.9). Свисающий “хвост Дракона” состоит из гирлянды лампочек. Можно раскладывать его произвольно и как лианой обвивать пространство. В качестве мини источников свечения применены галогенные лампочки размещённые в цилиндрических трубках.

Световая панель светильника “Грань” (рис.10) выполнена из треугольной стеклянной пластины лунного цвета. Укрепляется на трёх пружинных защёлках. Достоинства  конструкции -простота, обеспечивается освещения труднодоступных углов интерьера.

Конструкция напольной лампы “UFO” (рис.11) состоит из белого конуса с отверстиями-иллюминаторами. Композиционным завершением лампы служит плавно изогнутый стержень с дюралевым конусом наверху. Его поверхность отполирована до зеркального блеска.

Соль проекта -создание артефакта, как некоего светового фантома в жилой среде.

Необычный на первый взгляд, торшер «Эол» (рис.12) устроен следующим образом.  На массивном устойчивом чёрном диске основания торшера укреплена ручка и крюк с затейливым изгибом. На стойке размещёна большая параболическая серебряная полусфера. В точке её фокуса располагается лампа накаливания. Она подсвечивает витражные стеклянные треугольники. На дисковый экран проецируются волшебные видения и являются оптические иллюзии! Цветное марево света, ощущение романтики, тонкие реминисценции -идея светильника.

Но это не все особенности конструкции. На стальной проволоке перед рефлектором подвешен диск и прикреплены изящные часовые стрелки. По задумке авторов, повинуясь ветрам Зефира, стрелки свободно, как в динамической авангардной композиции вибрируют.

Эту модель светильника можно уподобить кинетическим скульптурам, так называемым мобилям. Прослеживаются аналогии с произведениями модного американского скульптора Александра Кальдера 60-х годов.

Стирается грань между промышленным дизайном и другими видами искусства, отечественной школой дизайна и западными образцами культуры.

Примечателен внешний вид светильника”Нимб” (рис.13). Он выполнен в стилистике минимализма.

Конус в центре матового диска -ключевой акцент композиции. Источник света-кольцевая люминесцентная лампа. Кстати, тогда редко используемая в быту.

Авторы полагали, что этот световой объект органично впишется в интерьеры хай-тека, популярного в те годы.

Для профессиональной полноты проекта все модели светильников комплектовались специально разработанной промграфикой и упаковкой (рис. 10).

В коротком очерке высказано стремление дизайнеров нетрадиционным способом создавать новые формы, а не подгонять внешний вид изделий к распространённым стереотипам и стилям. Методику проектного поиска можно заслуженно отнести к экспериментальному дизайну.

Думается и сегодня разработки этих светильников могут представлять не только исторический, но и практический интерес. Их можно легко модернизировать. Оснащать современными излучателями света -энергосберегающими люминесцентными лампами, устанавливать светодиоды.

Модели светильников успешно экспонировались на выставках в Центральном Доме Художника, ВДНХ СССР и Центре Технической Эстетики ВНИИТЭ на Пушкинской площади.Вызывали повышенный интерес зрителей, но в серию не пошли.

ЛИТЕРАТУРА

[1]                        А.В.Ефимов, В.Ф.Колейчук. “Эксперимент в дизайне”, издание ВНИИТЭ, Методические материалы, ГКНТ СССР

УДК 745.02.061.3(47), Москва 1987

[2]                        С.А.Усова. Каталог “Промдизайн”, стр.16-19

УДК 77.041.8, ББК 85 16 У76

ISBN 978.5.4465-1689.6, Москва 2019

[3]                        Строгановские чтения

“Материал-Технология-Форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве”, Москва 2018

“Экспериментальный дизайн ВНИИТЭ: от идеи формы к конструкции и материалу”

УДК, ББК 85 .1 , М33

ISBN 978.5.87627-151.8, Москва 2019

[4]                        статья в интернете -«Проектирование и промдизайн светильников»

https://klona.ru/blog/promyshlennyy-dizayn/proektirovanie-i-promdizain-svetilnikov

[5]                        Международная научно-проектная конференция

“Искусство света: Дизайн, Архитектура, Художественное и проектное творчество”

Виноградов В.В. «Световой объект как тема формообразования в дизайне ХХ века: эксперименты и образы», стр.199-204

УДК 72+745/749:628.9, ББК 86 И 86

ISBN 978.5.8.87267.184.6, Москва 2019

[6]                        Alexander N. Lavrentiev, Yuiri V. Nazarov, “Russian Design Traditions and Experiment” 1920-1990, стр. 128-130, Academy Editions,

ISBN 1 85490 426 4; Academy group, 43 Leinster London W2 3AN, Berlin 1995

[7]                        Материалы международной конференции к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С.Г.Строганова

“Музеи декоративного искусства художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра”

“Проектирование предметов быта и альтернативные проекты в Советском дизайне 1980-х г”. стр.414-148

УДК 727.7, ББК 85, М89, ISBN 978.5.87.627.157 0