Мультимедиа в Арт Музее

Сегодня в Музее «Московский дом фотографии» открылись сразу 7! замечательных выставки:

«МИМОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ»

Варвара Родченко ,

«Парадиз» Александры Вертинской

с 18 сентября  по 24 ноября 2019

«К столетию. ИЗБРАННОЕ Евгения Умного»

до 17 ноября 2019

поверх барьеров

в галерее ТНК Арт (Долгоруковская ул.6) открылась ретроспективная выставка «ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ», представляющая работы художников творческого объединения «Новая реальность». В экспозиции выставки собраны работы 17 членов студии Элия Белютина, художников, которые внесли неоценимый вклад в искусство Нового времени. Выставка «ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ» — это уникальная возможность лично познакомиться с работами и их авторами, с художниками, совершившими прорыв в изобразительном искусстве России середины  ХХ века, великими Мастерами уходящей эпохи.

в масштабной ретроспективной выставке творческого объединения художников «Новая реальность» (1958–2009 гг.). Выставка призвана познакомить зрителей с работами участников Студии, оказавшей вклад в развитие Нового искусства своего времени,  искусства свободного от условностей, существующего вне политической пропаганды, не только чутко реагирующего на изменения, происходящие в общественном сознании, но и часто становившегося источником этих изменений.

Студия появилась после Великой Отечественной войны как альтернатива Академии художеств. Её основатель Элий Белютин (1925–2012 гг.), разрушая стандартные каноны соцреализма, разрабатывал теорию привнесения духовности в изобразительное искусство России, подчеркивая прямую линию, связывающую современных художников с русским авангардом начала ХХ века, в частности с теорией искусства Василия Кандинского.

Художники  «Новой реальности», оставаясь в формате фигуративного искусства, искали новый изобразительный язык, стремясь создать единое энергетическое пространство между зрителем и изображением на холсте. Им было присуще новаторство в экспериментах с цветом, при этом широко использовались фактурные возможности техники масляной живописи, которые усиливали цветовое восприятие зрителем. Незримый мир, контуры и пульсацию которого, художники направляли на зрителя, мог быть воспринят только на ассоциативном уровне, на основе личного жизненного и культурного опыта. По мнению студийцев, этот интуитивный способ овладения художественным произведением мог быть доступен каждому, «у кого есть доверие к открытости цвета и формы, изначально существующих в природе как жизненный эликсир».

Пятидесятилетнее совместное творчество белютинцев и их наставника вылилось в теорию нового современного искусства и отражено в теории контактности Э. Белютина: «…общая теория контактности искусства рассматривает искусство как проявление чистой творческой потенции человечества и выводит при этом аспекты контактности, определяющие, что любой человек, независимо от уровня его развития, способен воспринимать искусство. Практическая полезность искусства связана, прежде всего, с возможностью удовлетворять нарушенное эмоциональное равновесие в надсознании, или восстанавливать интеллектуальное доверие, формулировать и формировать творческую потенцию человека….»

С конца 1962 года, после небезызвестного разгрома художников «абстракционистов» в Манеже, «Новая реальность» долгое время существовала в подполье, оставаясь малоизвестной, и только с конца 1980-х годов студия стала принимать активное участие в легализации отечественного нонконформизма.

 

В экспозиции выставки «Поверх барьеров» участвуют работы семнадцати «белютинцев», среди них: Надежда Александрова, Виктор Булдаков, Евгений Гор, Марина Зайцева, Марина Зенчева, Владислав Зубарев, Лидия Кириллова, Анна Лаврова, Наталия Левянт, Юлия Мустерман, Татьяна Нефедова, Александр Панкин, Вера Преображенская, Елена Радкевич, Татьяна Столярова, Анатолий Строчилин, Инна Шмелева.

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения одной из самых преданных учениц Элия Белютина Веры Преображенской (1919-2017 гг.) — советской и российской художницы, графика, авангардиста.  Не случайно Преображенскую называют самой боевой ученицей основателя «Новой реальности». Вера Преображенская экспериментировала в различных живописных и графических техниках, выражая свои мысли, эмоции и чувства через изменчивый язык символов и геометрических линий. Она по-своему интерпретировала библейские сюжеты, пропуская образы через призму философских размышлений о единстве и гармонии мира. Вера Преображенская видела в своем творчестве великую миссию поиска совершенства формы, обретения гармонии духовного и эстетического начала. Её работы были представлены на первой выставке русских   «абстракционистов», так называемой «Таганской» (1962 г.) на Большой Коммунистической улице (ныне ул. Солженицына) и на скандально-известной выставке в Манеже, приуроченной к «30-летию МОСХ» (1962 г.).

На выставке представлено более 50 живописных работ, выполненных последователями и учениками Элия Белютина, работы которых хранятся в музеях и  частных коллекциях в России и за рубежом

Работает выставка с 5 сентября по 29 сентября 2019

Аэрограффити на МАКС

Непростая судьба у тяжёлого штурмовика Ил-102. В серию он так и не пошёл, хотя боевые возможности грозной машины намного предвосхитили время. Сейчас он занял почётное место среди легендарных боевых самолётов СССР на центральной аллее ЛИИ им. Громова.

Художниками Студии Темпоральная реальность с составе Владимира Виноградова, Веры Митюковой и Александра Сафошкина была осуществлена авангардная покраска экспериментального самолёта для МАКСа 2005.

Реализована задача -проявить возможности пластических  наработок Студии. Вне заимствований и плагиата явлен образ грозной машины, не без грации и трендов современной моды.

До сих пор его неповторимый дизайн виден в первых строках интернет поисковиков.

Сейчас выцветшую акриловую краску на фюзеляже Ил 102 заменил камуфляжный хаки, от былого полигонального графического концепта не осталось и следа…

100 лет Вера Преображенская

Сегодня 100 лет со дня рождения Веры Преображенской-Художника Новой Реальности. Бессменной старосты Студии  Абрамцевского братства Элия Белютина.

Ниже фрагменты рукописи Веры Ивановны

«…Полуподвал во дворе здания на Ветошном переулке, напротив ГУМа, большой и теплый. Знакомлюсь и постоянно сижу рядом с Тамарой Рубеновной Тер-Гевондян. Любуюсь благородной сединой, обрамляющей прекрасное гордое лицо. Рисуем вечерами, обязательно стоит “натура”, позируют профессиональные натурщики, мужчины и женщины. Время идет. Растет желание как-то изменить привычные нормы рисунка. Пытаюсь поймать душевный настрой модели, часто сажусь так, чтобы был сложный ракурс. Это очень увлекает

Рисует довольно много художников, в основном женщины. Однажды, группа энергичных дам, ведомая И.Ю. Ярочевской, заявляет, что они нашли для нас педагога: “Молодой, энергичный, красивый, обаятельный — художник Белютин!” Сразу же решаю, что это не для меня. Много времени я провела на занятиях под руководством многих педагогов, которым благодарна до сих пор, но все они не выходили за рамки “ академического рисунка”. Повторять все с самого начала я не хотела.

Вскоре стали записывать желающих… Я решила уйти. В дверях столкнулась со старинной знакомой еще по Студии ВЦСПС — Таисией Ефимовной Воловик. Узнав, почему я ухожу, она горячо воскликнула: ”Сейчас же возвращайтесь! Белютин — гений. Другого такого педагога нет нигде!” Вернувшись, я узнала, что ВСЕ! запись окончена… Тамара Рубеновна все же внесла меня в список…»

Осенью 1958 года в том же подвале начались занятия с Элием Михайловичем Белютиным, действительно молодым, красивым, энергичным…

Появилась Студия повышения квалификации художников, членов Горкома графиков. «…Сразу же стало ясно: все, что мы умеем делать, будет кардинально заменено новым методом и рисунка, и мышления. Э.М.Белютин, сам выдающийся мастер, хотел создать из нас художников, свободно мыслящих, владеющих всем арсеналом средств Современного Искусства…»

1957 г. Вера Ивановна начинает посещать студию Горкома, где и примкнула к Студии.

Арт Салон в шляпе

Сегодня в Гостином дворе открылся   Международный Art-Salon

17 августа Владимир Виноградов проведёт Мастер-класс «Темпоральная реальность -традиции и современность »

В программе Арт Салона выставка-ярмарка головных уборов, одежды и аксессуаров  Chapeau 2019

Экология в Гараже

Проходит выставка «Грядущий мир: Экология как новая политика.2030-2100» в Парке Горького

Объёмные суперматические тектоны

с названиями -АК47 и М16(*эстетика убийства!?), фольксваген «Битл» -горькая ирония эстетики культовых достижений человечества.

Фото впечатление ©Владимира Виноградова, 2019г.

летняя практика с Новой реальностью

Продолжается публикация избранных материалов о  Студии Элия Белютина:

«…Еще одно задание:

                23.VI.60.  ДЕРЕВНЯ. Темпера, лист,

      Задание: деформация на интерес.

 Все, что нас привлекает, интересует, мы стремимся рассмотреть с трех сторон. Это мы выражаем разворачивая, делая 3 стороны дома одновременно, на первом и втором счете (по интересу). Деформировать в ритме: если это день, то на высоту; если утро- то в горизонталь; если вечер — вытягиваем по диагонали. Самая интересная для нас сторона самая весомая. Небо закрасить какой-нибудь фузой, а землю цветом освещенной травы. Здесь линия горизонта должна деформироваться, должна быть подвижной.

     Писать можно почти серыми красками, не надо выделять очень яркими цветами — слегка тяжелить градации.

      Деформированная часть (третья сторона) идет по обратной перспективе, иначе она будет смотреться как развернутая форма. Это делали еще египтяне.”

 

        Особенность ведения занятий ЭМ заключалась в том, что он, как и многие педагоги, давал развернутое объяснение того, что нужно сделать. Но это всегда имело основой оригинальное прочтение казалось бы банальных вещей. Почти всегда имело эмоциональную окраску, свою, необычную точку зрения, обращалось к нашему воображению. Кроме этого, он часто давал подробные советы уже непосредственно по исполнению, привлекая новые для нас техники работы акварелью, тушью, углем, различными фактурами

       Пренебрежительный отзыв о нас, женщинах, как о “домашних хозяйках, которых только могучий педагогический талант  руководителя приподнял над их посредственностью”, нас не должен задевать. Действительно, на долю женщин выпало много тяжелых переживаний, но мы все же стали и остались Художниками… А что касается “посредственности”, то и среди мужчин не так уж много талантов…»

*Воспоминания Веры Преображенской

на you tube  можно также посмотреть:

Элий Белютин и абрамцевское братство

Ощущения в Современном Искусстве(ММОМА)

в России — первая персональная выставка испанского художника и скульптора Жауме Пленсы!

У Каталонского Мастера фигуративные инсталляции. Объекты для города и на природе. Код художника -ощущения, идеи и размышления. В Москве показано всего 20–ть произведений.

Поддержка проекта -Испанское Посольство,

Музей современного искусства в Барселоне (MACBA) и ММОМА.

Фотографии с Вернисажа представлены Александром Кирницким