Неформальная семантика городской среды

На Международной Конференции прошедшей в МГХПА им. С.Г. Строганова была опубликована (23 10 2021)статья Владимира Виноградова , где были рассмотрены проекты графических работ. Их цель -выявить некоторые направления и тренды, проанализированы некоторые графические тенденции в городской среде наших дней на основе дизайнерских работ Отто Хайека, Студии Александра Ермолаева, Покрас Лампаса*, др. анонимных авторов

the projects of graphic works are considered in order to identify some directions and trends, some graphic trends in the urban environment of our days are analyzed on the basis of the design works of Otto Hayek, Alexander Ermolaev Studio, Pokras Lampas *, other anonymous authors                         

ключевые слова: мурал, графика в городе, неформальное искусство/mural, graphics in the city, informal art

Помимо традиционных коммуникативных объектов и связей в современном городе, хочется проследить специфику и особенности средовых графических появлений на примере творчества отечественных и зарубежных художников.

Одним из ярких примеров комплексного обустройства и декорирования пространства в Москве стала персональная выставка немецкого дизайнера, скульптора, художника Отто Хайека прошедшая в ЦДХ (1989 год). Выставка называлась «Цвет в жизнь для Москвы».

Перед зданием выставочного комплекса, растянувшись  до Крымского моста, была произведена масштабная роспись асфальта. Она представляла собой колоссальную орнаментальную комбинацию простых геометрических фигур красного, жёлтого и синего цветов. Смотрелось свежо и остро -чётким регулярным ритмом формулированы ясные ориентиры и образные концепции колористики города, что конечно «утепляло» городскую среду. Вкрапления контрастной ритмической и эмоциональной компоненты.

Дополняла пространственную композицию синяя стела с акцентами красного цвета на скошенных гранях. Её динамичная наклонная форма составлена из металлических плоскостей. 

Стела была установлена скульптором перед входом на выставку. Стала органичным  акцентом северного торцевого фасада здания, где кстати и располагается до сих пор. Сейчас здесь вход на выставки Новой Третьяковской галереи

В  качестве примера -дизайнерская и графическая работа Владимира Виноградова для молодёжного Бизнес Фестиваля в долине реки Сукко.

Пластическая идеология графики для фестивальной среды носила девиз -Южный вектор. Что, считалось способствовало проведению деловых игр и служило айдентикой молодёжных мероприятий. В работе принимали участие -Студия Темпоральная реальность и студенты Института Индустрии Моды. Ландшафтные композиции для молодёжного бизнес фестиваля -500 м2 раскраски акрилом асфальта на фестивальной площади и очевидно, навеяны  творчеством немецкого дизайнера О.Хайека.

Примечательны работы А.П.Ермолаева и его студии ТАФ (Театр Архитектуры Формы) в Москве. 

Как правило в Студии Александра Павловича нестандартные и неожиданные проектные решения. Их принципы строятся так, от «сермяжной» и честной опоры на бытовые реалии, до обращения к архетипам и основам «протоформы». Моделируется пространство городской среды посредством обращения к истокам, «протокультуре» (термином введённым ТАФ).

Посылкой для проектной идеи может стать аналитический  эскиз скромной эмалированной таблички, городских реалий, коммуникации, средства транспорта и т.п. В своих проектах студийцы ТАФ проникают в глубинную суть символов, текстуры, орнамента. Выявляют качества природных и техноматериалов. Проявляют стремление к максимально простоте решений, убедительно встраивают их в бытовую среду сегодняшнего дня. Осознают пути контакта с реальностью. Стремятся в творческом эксперименте представить и спроектировать проблемы города, придать цивилизованные и точные черты пластике магаполиса. Эксперименты с изобразительными материалами и техниками.

Цель задания студии ТАФ -сформулировать какой должна быть городская улица, транспортная остановка, лавочка, клумба и прочие элементы оснащения пространства. Творческие позиции Студии ТАФ всегда отличались простым и прямолинейным здравым смыслом. В этом их концептуальная активность и красота. В разработках Студии стилизованные фотофиксации смотрятся как аналитическое исследование графики объектов. Тех элементов, что работают как непроизвольные акценты в айдентике города.

Так в одном выполненным заданий студентами  МАРХи получен следующий результат. Наглядно подобраны фрагменты объявлений, таблички, порядковые номера, сигнальные предупреждения, лозунги и т.п. На основе как бы случайного совмещения разнородных информационных графем и блоков показаны определённые закономерности, возникает ощущение эпохи. Непредвзято определены характерные качества шрифтовой культуры. Выявлена идеология, образный контекст реалий и мифов Страны Советов. Фактически те графические объекты, что использует  в своих работах студия ТАФ (Театр Архитектуры Формы) примитивны. Но именно этим  они в данном случае наиболее радикальны, проектно технологичны. Представлены комбинации латинских букв  «S E» (инициалы выбраны (S)Саша Ермолаев — так обычно  представляется коллегам Александр Павлович  разнокалиберные шрифтовые гарнитуры. Это вариаций шрифта из разных визуальных  и пространственных структур. 

Отслеживается грубое и хаотичное освоение среды. Бесконечными рекламными баннерами и объёмными установками -всего того, что безжалостно замусоривают пространство. Кажется, они случайны, вырваны из контекста, а некоторые шрифтовые комбинации являются частью крупного рекламного объекта дизайна. Но таким образом выстраивают конкретный пластический образ. Получаются компактные композиции, убедительные и доходчивые, как бы переплавленные в модули смысла

В коротком знакомстве с  феноменом граффити можно выделить некоторые направления, стилевые характеристики и принципы концепции, пластические ключи, нетривиальные решения. Можно рассматривать его  как  вид монументального искусства. Важные цели и качества данной семантики — реализация творческих амбиций, зачастую маркировка ареала проживания клана, маргинальных группировок. 

Проявления спонтанной графики существовали ещё в древнем мире, в античных Помпеи например. В первую очередь, следует отметить оперативную реакцию анонимных мастеров баллончика с краской и кистью на новейшие социокультурные тенденции. Ими выполняются зачастую наивные шрифтовые вариации «готических» мотивов, доморощенного гиперреализма, молодёжных «эмо» эпатажей. Также популярны темы фэнтези, мифические и на религиозные сюжеты.  Создаются талантливые стилизации  на практически любые исторические образы из кино и медийных СМИ.  Их можно классифицировать как некую мимикрию под «хороший тон» в стремлении следовать  канве молодёжной культуры. Возможно, искусство граффити являлось формой самовыражения в эпоху «доинтернетья». Кажется, безразличное отношением к зрителю, но так зрителя незаметно «зомбируют», вербуют своих почитателей и фанов. 

Создаются так называемые «муралы» , определим их как эстетическиеили нетленка, создаваемые исключительно для улучшения визуального восприятия городской среды. Километровые росписи заборов, панелей смотрятся неким калейдоскопом новостной ленты, что-то грандиозное и заумное. 

В разборе феномена популярности граффити можно отметить и, что отдельную нишу занимают исламские и восточные мотивы. Арабская вязь и каллиграфические изыски в письменности, абракадабра  алхимиков и оккультизм, шаманские закорючки -арсенал графитчика. Особенности таких проявлений граффити хорошо иллюстрируются примерами работ  и акциями популярного сейчас Пакрас-Лампаса* из подмосковного Королёва. 

Как правило, графитчики задействуют веер стилей, используют некий набор опусов и начертаний на «злобу дня». Используются расхожие стереотипы «о красивом и прекрасном» , где мгновенно реализуется заветная мечта. Буквально революционная особенность граффити в чрезвычайно коротком пути самореализации автора. Демонстрируется завидная свобода самовыражения. Специфика -скорость исполнения, весь процесс работы в стрессовых условиях при дефиците времени.  Быстрый пластический отклик  на социальные проблемы возможен из-за отсутствия долгих согласований с официальными организациями. Графический экзерсис на стене в городе -некий эфемер с циклом жизни «до вечера». Часто его судьба -мгновенное удаление, авральное закрашивание 

Политические граффити обычно заказные. Осуществляется поддержка социально значимых  сюжетов или по тематике приуроченной к массовым мероприятиям. Они выполняют определённую социальную роль и могут быть завуалированы под непрофессиональную «самодеятельность». Часто неформальные линии народного творчества становятся прирученными  официальными структурами. На спонсорские деньги предоставляются бесплатные материалы и краски, аэрозольные баллончики, подъёмная техника  и пр. Граффити сейчас -непременный атрибут молодёжных фестивалей, артакций.  Масштабность работ и объектов по степени охвата аудитории фактически конкурирует с телевизором и др. СМИ.

Примечателен феномен «фантомного» Бэнкси -в котором очевидена тщательно проработанная коммерциализация акций и коммерческая подоплёка его творчества.  На первый взгляд, неформального и «отвязного» искусства, но по сути, с  тщательно продуманным, якобы «спонтанным» сценарием и режиссурой. Действо растянуто во времени и пространстве и встраивается в массовое сознание, как скажем, некий «мексиканский сериал», что заявляет права на остойчивость в социуме. Всё это имеет сейчас высокие ставки  в аукционных домах.

  1. Отто Хайек «Цвет в жизнь для Москвы», СХ СССР, 1989г. 
  2. А.П.Ермолаев «Словарь дизайнера в 21 веке», 2004г.

3.https://news.mail.ru/society/48361572/gallery/7847695/

4.https://butirsky.livejournal.com/1974.html

*настоящая фамилия —Арсе́ний Пыженков, работает над, так называемым «муралом» в названном им стиле «каллиграфутуризм»