Новая реальность -события и факты

БЕЛЮТИН И СТУДИЯ “НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ”
искусствовед Лариса Кашук, 2015 г.

Деятельность Белютина в 1960-х годах, безусловно, важна для изменения художественного сознания той эпохи … мне вспомнились попытки организации художественных студий в 1960-е годы, из которых наиболее общественно выявленной стала студия; Новая реальность; под руководством Элия Белютина.
Конец 50-х – нач. 60-х годов в советском искусстве определяется как эпоха; оттепели/ по названию романа И. Эренбурга /. Это было время больших надежд на радикальные изменения не только в идеологии и политике, но и в культурной жизни страны.
Молодые советские художники с огромным интересом начинают экспериментировать в запрещенных ранее художественных направлениях.
Особый интерес вызывают такие направления как экспрессионизм и абстракция.
В конце 50-х годов проблематика абстрактного искусства интересовала собственно достаточно узкие круги. И хотя в это время прямых официальных запретов на это искусство не существовало, но и широкой выставочной деятельности не наблюдалось. Абстрактное искусство находилось на стадии осмысления и накопления. Знакомство с ним происходило, как правило, в приватной обстановке в мастерских и на квартирах самих художников.
Одним из наиболее активных художественных объединений того времени становится студия «Новая реальность», овладевавшая новым художественным языком под руководством Элия Белютина.
Эта художественная студия начала практически работать уже с 1954 года при Горкоме художников книги и графиков. Горком являлся профсоюзной организацией художников, не состоявших членами Союза художников.
Вступить в сам Союз художников было сложно, поскольку требовалось «социальное» признание. А большинство художников тогда работали в
издательствах, поскольку это давало гарантированный заработок. Числились эти художники в категории «внештатников». Вот при этом Горкоме и открылась студия повышения квалификации художников, которой руководил Элий Белютин. Она объединяла графиков, книжных иллюстраторов, шрифтовиков –всех, кому чего-то не хватало для формального признания со стороны Союза художников. Эта студия была достаточно мощная, причём первая и единственная в стране в послевоенный период со своей художественной платформой, которая к тому же неуклонно разрасталась. К началу 1960-х в ней уже работало более трехсот человек.
Белютин окончил творческую аспирантуру по кафедре живописи и рисунка при Московском государственном педагогическом институте, в 1950-е годы преподавал в Московском товариществе художников, а затем в текстильном и полиграфическом институтах, выпустив за это время несколько книг по теории художественных педагогических систем XVIII – ХХ веков. В итоге Э. Белютин создал теорию контактности, на основе которой строил занятия с несколькими группами художников, в том числе во Всесоюзных домах модели, Московском отделении. Художник Владимир Янкилевский, который занимался у Белютина еще в Полиграфическом институте, писал. что Белютин « был выдающимся педагогом и пытался реализовать свой потенциал, обучая студийцев азбуке современного искусства, чего никто не делал и не мог делать ни в одном официальном художественном учебном заведении страны. Студия была очень популярна, ее посещали в разное время несколько сотен студийцев, но, к сожалению, большинство из них усваивали только технические приемы и штампы современного искусства, которые можно было использовать в практической работе, ничего не понимая по существу в методе Белютина, о чем он мне с горечью говорил. Тем не менее сама атмосфера студии и аура ее преподавателя, упражнения, которые он давал, были окном в современное искусство, в отличие от убогой и мракобесной атмосферы официальной советской художественной жизни, вкусов Академии и МОСХа».
К началу 60-х годов Белютин в своей преподавательской деятельности в группах «повышения квалификации» профессиональных художников, в основном художников-полиграфистов и прикладников, воспитывает уже более 300 человек. На летние практики художники во главе с Белютиным выезжают на пленеры. За пленером в Красном Стане последовали знаменитые студийные пароходы, заполнявшиеся одними художниками по 250 в один рейс на две недели по Москве-реке, Оке, Волге. Студия особенно активизировалась в плане общественной деятельности в 1961–1962 годах. После выставки «Границы и новаторство» в кафе «Молодежное», состоялись вернисажи в Доме кино, Литературном институте и т.д. Наиболее крупной была так называемая «Таганская» выставка, где были показаны произведения более 50 художников из групп Э. Белютина, а также приглашенных к участию Э. Неизвестного, Ю.Соостера, Ю. Соболева и В. Янкилевского. Было приглашено очень много
культурной и научной интеллигенции, а также ряд партийных функционеров, что подчеркивало стремление художников работать в контакте с представителями власти, которые поддерживали новации в идеологии и политике.
«Таганская» выставка была неординарной среди многочисленных выставок белютинской студии. Исходя из расширенного количества участников, уровня приглашенных, которые представляли широкий спектр от представителей власти до интеллигентской элиты, мощный корреспондентский корпус, становится совершенно очевидно, что выставка была задумана как определенный манифест нового искусства. Это была первая наиболее представительная выставка, где заявлялось о наличии новаторских тенденций, и в частности абстрактных. в художественной жизни Москвы.
Сейчас уже практически невозможно разобраться, кто из организаторов или участников ( скорее всего сам Э.Белютин или Э.Неизвестный) пригласили иностранных журналистов для освещения этой выставки. В результате был снят фильм, который уже на следующий день показывали в Америке.
Международный резонанс, который получила эта выставка, был, пожалуй, несравним ни с одной другой, из проходивших в это время.
Ажиотаж вокруг выставки «самодеятельного творчества», да еще при огромном внимании иностранных журналистов, был полной неожиданностью для советских властей. С вопросами о наличии « абстракционистов» в советском искусстве журналисты обратились даже к А.Микояну, который в это время находился на Кубе. Требовалось срочно разобраться в этой ситуации.
Разбираться решили в Манеже, где как раз в это время уже работала выставка, посвященная 30-летию МОСХа.
1 декабря 1962 года в Манеже открылась выставка, посвященная 30-летию МОСХа. В рамках этой выставки на втором этаже было отведено три небольших помещения, одно из которых было отведено для выставки работ Экспериментальной студии под руководством Элия Белютина. Всего было представлено около двадцати художников/Н.Борисова, Н.Воробьев, Л.Грибков, Д.Громан, Б.Жутовский, В.Катонина, А.Колли,Н.Крылов, Н.Левянт/?/, Л.Мечников, В.Миронов, В.Преображенская/?/, Л.Рабичев, А.Россаль-Воронов, М.Сапожников, Т.Тер-Гевондян, М.Филиппова, И.Шмелева, В.Шорц, В.Шумилина, Г.Яновская /
В двух остальных помещениях в одном располагались скульптуры Э.Неизвестного, а в другом – работы художников Ю.Соостера, Ю.Соболева и В.Янкилевского.
После посещения Манежа правительственной делегацией во главе с Хрущевым разразился жуткий скандал. Сразу после посещения экспозиции Хрущевым, продолжавшегося около 25 минут, директор Манежа Н.Н.Шмидт опечатал и закрыл залы Белютинской студии, и только спустя несколько месяцев, картины были возвращены, притом в неполном составе.
На следующий день газета «Правда» сообщала: «Во время беседы Н.С. Хрущев обратил внимание на то, что некоторые художники высокомерно, пренебрежительно относятся к общественному мнению об их произведениях, и сказал, что если произведение понятно только его автору и не признается
народом, такое произведение нельзя отнести к настоящему искусству.
Еще более тяжелое, просто отталкивающее впечатление оставляют произведения абстракционистов, например, «Автопортрет» и «Толька» Б.Жутовского, «Космонавты» и «Плес» В. Шорца, «1917 год» Л. Грибкова и другие…
Если о достоинствах или недостатках работ П. Никонова, Р. Фалька, А.Васнецова еще как-то можно спорить, то о так называемых “полотнах” молодых абстракционистов, группирующихся вокруг Э. Белютина и именующих себя “искателями”, вообще спорить нечего – они вне искусства».
Весь парадокс данного обвинения заключается в том, что ни одна из названных картин к абстрактному искусству никакого отношения не имела. Уже даже судя по названиям, а это было и на самом деле так, понятно, что на выставке были представлены портреты, пейзажи и жанровые композиции, написанные в непривычной экспрессионистской манере. Но к беспредметному искусство данная выставка не имела никакого отношения. На самом деле представление о художниках Белютинской студии как об абстракционистах было порождено иностранной, в частности, американской прессой. За неделю до выставки в Манеже Белютинской студией была организована большая выставка на Большой Коммунистической улице, которая впоследствии получила название Таганской. На выставке был представлен более радикальный материал, чем на Манежной. Но, однако и здесь чисто абстрактных работ не было. На вернисаж были приглашены иностранные журналисты, которые и оповестили весь мир о существовании в Москве, абстракционистов;. Под заголовком; Абстрактное искусство на Большой Коммунистической улице; по межконтинентальным телевизионным каналам выставка была показана в Европе и Америке. Таким образом, с легкой руки журналистов разгром Белютинской студии шел под
знаменем борьбы с абстракционистами.
Деятельность Белютинской студии, не важно, назовем мы этих художников абстракционистами или экспрессионистами, по сути дела была первой попыткой после нескольких десятилетий запретов реанимировать практику и теорию русского авангарда во главе с К.Малевичем. Элий Белютин также считал, что искусство должно контактировать с государством, быть социально активным. Изменение художественной структуры – удел не одинокого гения, а
усилия большого коллектива.
Выставки Белютинской студии на Таганке и в Манеже были первыми общественными прорывами; формалистического ; искусства в официальное художественное сознание. И эти прорывы были жесткой рукой тут же приостановлены. С 1962 года появились понятия официального и неофициального, андеграундного искусства. С этого года развитие советского искусства шло в двух взаимоисключающих направлениях.
Выставочная деятельность андеграундного направления официально была прекращена более чем на десятилетие.
Культурная общественность пыталась воззвать к либерализму Хрущева. Письмо в защиту художников подписали В. Фаворский, В. Иванов, Д. Шостакович, М. Ромм, С. Коненков, С. Лебедева, К. Чуковский, Л. Бубнов, Ю. Завадский, М.Алпатов, Б. Прокофьев, И. Голицын, И. Эренбург, Г. Захаров, С. Чуйков, И.Сельвинский, К. Симонов, В. Катаев, В. Каверин.
17 декабря состоялась встреча Хрущева с интеллигенцией в Доме приемов ЦК партии на Ленинских горах. 24–26 декабря в ЦК провели заседание Идеологической комиссии ЦК КПСС с участием молодых писателей, художников, композиторов, творческих работников кино и театров Москвы.

Председательствовал Л. Ильичев. Присутствовало 140 человек. Как написано в отчетах, «на заседании обсуждались идейные и творческие вопросы, поставленные перед советской художественной интеллигенцией товарищем Хрущевым».
7 марта 1963 года на знаменитой встрече в Свердловском зале Кремля Хрущев разгромил уже не только художников, но и всю талантливую литературную молодежь в лице Андрея Вознесенского, Василия Аксенова и других. Манежная выставка и эти встречи показали, что с надеждами на либерализацию и плюрализм придется распрощаться.
На самом деле подоплекой «взрыва» Хрущева в Манеже стала политическая ситуация, а именно, так называемый « Карибский кризис». В октябре 1962-го СССР пришлось отозвать с Кубы ядерные боеголовки. В глазах партийных ортодоксов это было крупным поражением в холодной войне, и Хрущев решил взять реванш на идеологическом фронте. Манеж оказался наиболее близкой и удобной трибуной для объявления нового политического и идеологического
курса в СССР.

 К 96-ти летию Элия Белютина

Лидия Кириллова, 2021г.
Студия Белютина, он сам, его ощущение искусства и метод преподавания — это огромное явление в культуре нашей страны 60-х и не только шестидесятых годов.
Белютин уловил Новое время, тенденции развития мирового искусства, которые витали в воздухе 50 -60 х годов. Можно сказать, что его теория, его метод был рожден самим временем.
Элий Михайлович Белютин вырастил целую плеяду художников, его учеников и последователей.
Его метод помог раскрыть личный творческий потенциал каждого, дал
возможность художникам смело и с большим размахом выражать на холсте свои мысли и чувства.
Студия, которая называла себя «Новая реальность» явилась предвестником той новой виртуальной реальности, которая в 21 веке появилась благодаря цифровым технологиям.
И в тоже время его творческий метод, его искусство неразрывно связано со всей предыдущей культурой и вытекает из нее.
Студия Белютина это не диссиденствующая группа художников, довольная своим положением и  временем, пытающаяся вытащить на свет какие то его темные стороны.
С одной стороны искусство Белютина и его студии, это устремление в будущее, с другой, это все то, что происходит здесь и сейчас.

Истина и искусство -Ольга Грачёва, 2021г.

“Как то сложно что то умное написать о значении Белютина в современном мире, в современном искусстве. Тем более, что современное (сегодняшнее) искусство я знаю мало и по дилетантски…

 Единственно, что бесспорно —  Белютин – это открытие или продолжение истинного искусства в современном мире.

Прямая дорожка от старых мастеров, от «примитивного» древнего искусства, от импрессионистов, от авангарда начала века, от реалистов, от искусства Африки, других народов. А вот дальше эта дорожка продолжается или нет?
Истинное искусство — это искренность, мастерство, вложения себя в произведение, иногда на разрыв, честность, неординарность личности автора. Любовь к людям.
Сегодняшнее искусство — это часто штампы, повторы чего то модного, гламур, бездушность, желание выпендриться. Декоративность…
Значение Белютина бесспорно велико. но вот найдутся ли продолжатели?..
Для меня –любое упоминание о Белютине поднимает настроение и хочется жить!
На выставке посвящённой 90-летию Белютина в Государственном Институте Искусствознания выступил Александр Панкин (2015г.) смотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=9A5pAqrdhIY&t=19s
*подготовили материалы – Ольга Грачёва и Владимир Виноградов (фото).