Белютин 98!

Элий Михайлович Белютин родился 10 06 1925 года.

В этот день Нина Михайловна Молева прочла лекцию-воспоминания о некоторых аспектах Всеобщей Теории Контактности Белютина.

Интервью с Ниной Михайловной можно послушать здесь.

По традиции Студийцы Новой Реальности отмечали памятную дату на даче легендарной дачи под Абрамцево


Воспоминания В.И. Преображенской, старосты студии Белютина о творческой
поездке студийцев в 1959 году в дом отдыха «Красный Стан»
“…Дом отдыха стоял на берегу Москва-реки, окруженный лесами и полями,
яблоневыми садами деревни “ Красный Стан”. Местность была неровная, плоские
поля перемежались округлыми холмами, лес переходил в пашню, был пересечен
глубокими оврагами, в самой деревне на высоких холмах располагались огороды и
выпасы многочисленных свиней. Масса каких-то весьма живописных сараев,
больших и маленьких деревянных изб, посередине деревни прямо на дороге рос
огромный старый дуб. В окружающих лесах жило множество соловьев, и наши
романтики ночами уходили в лес и слушали соловьиные трели.

Вставали рано. Элий Михайлович требовал начала работы еще до общего
“подъема”. Он давал развернутые рекомендации — задания. После завтрака —
теоретические занятия и новое задание. Особенностью натуры Элия Михайловича
было то, что он “ фонтанировал” новыми интереснейшими способами рисунка.
Познания его и фантазия были неистощимы. И хотя мы работали обычными
материалами: акварель, темпера, тушь, карандаш, у каждого на бумаге возникало
нечто необычное.
День был заполнен целиком — то индивидуальные работы, то всей группой,
каждый раз с исчерпывающим объяснением. Вечером — просмотр сделанного за день,
подробный разбор сделанного и интереснейшие разговоры об Искусстве , о Жизни…
Своеобразным способом сплочения были костры: на берегу в середине большой
поляны разводили огромный костер, вокруг сидели, танцевали, пели, выпивали,
закусывали и, главное, СЛУШАЛИ речи Элий Михайлович, который говорил
пламенно, вдохновенно, призывая к беззаветному служению Искусству, развитию
передовых Идей…” долететь до звезды…”, » Дорогу осилит идущий”…
Блаженное состояние: ушли заботы, неприятности, Пришла свобода духа.
Оказалось, что в каждом заложена “искра божья”, и каждый может свободно и легко
работать и работать. Прошли десятки лет, но не утихает воспоминание о том
ощущении свободы и счастья, которое пронизывало всех без исключения.
Хочется рассказать подробнее о наших занятиях. Увы, это невозможно,- пишу не
пособие, а воспоминания о тех временах Поэтому очень коротко только основное:
14.VI.59. Темпера.

1. Построение пространства условным цветом, одним ( в красной
охре ) с учетом времени дня и состояния погоды.
2. Построение пространства условным цветом.
В красном колорите, в условной гамме выразить солнечное
утро.
Передать планы.

17.VI.59. Темпера.
1. Вечер на реке.
Писать плоскими планами. Изумрудно-зеленый цвет. Рисунок
ультрамарином — объем, светотень
2. Утро. Улица в деревне.
Передача тяжести предметов цветом…

Нет. Это все не то. Как передать ожидание ЧУДА от самого себя? Это
напряжение, это усилие понять, сделать как лучше? Рядом друзья с таким же
желанием, напряжением. А кругом трава, деревья, небо, река, дома, которые ты как
волшебник преображаешь. Создаешь то, чего нет, но что живее самого натурального
предмета…
Задания усложнялись. Много внимания уделялось психологическому решению
каждого рисунка.

8.Х.59. Рисунок настроения.
Постановка: обнаженный натурщик сидит на стуле, на котором его
пальто, кашне, шляпа. Сильно освещен рефлектором.

Задание: показать модель как человека. Выразить его одиночество тяжесть труда, отрешенность от всех — для художника он интересен только как “ модель”.

Рисунок освещения.

Постановка: обнаженный натурщик, сильно освещенный рефлекто-ром, сидит на фоне серой полотняной занавески. Рядом

висят тряпки — справа красная, слева — синяя. Под ногами
желтая. Сам он сидит на сиреневой.
Задание: выражение освещения в красном ключе черной тушью.

Выражение черным самого яркого в постановке…

“Что такое “КЛЮЧ“ ? Это наше восприятие. Наше настроение — мы видим все в
синем или красном. Это наше угнетенное или напряженное, или мрачное
состояние.”
ЭМ разработал таблицы “ключей” очень подробно, были прослежены все
изменения разных цветов в разных “ключах”. К сожалению, эти таблицы оказались
для нас слишком сложными, и мы работали “в ключе” крайне примитивно, не
научившись до конца изменениям разных цветов в зависимости от наименования
или эмоционального содержания “ключа”…”