архетип и contemporary art

В начале этого года МГПХА им. Строганова издала сборник «АРХЕТИП И УНИВЕРСАЛИИ В ИСКУССТВЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ»

Ниже размещено полное издание статьи Владимира Виноградова включённой в эту книгу и её радио версия: https://www.russkiymir.ru/media/radio2/programs/all/238468/?sphrase_id=785688

 

В Википедии представлено очень короткое определение архетипа как наиболее древнего текста письменного памятника, который является первоисточником для последующих списков, копий… Лингвисты говорят об архетипе как гипотетически реконструируемой или засвидетельствованной фактически языковой форме, исходной для позднейших образований. Для позднеантичной философии Идея это прообраз…

*Уместно процитировать основателя студии Темпоральная реальность -Владислава Зубарева:

Реликтовое время — время до человека (постоянное прошлое), протовремя. (Выполняется  художником как равнодушный рисунок, поверхность, зеркало)

Фактическое время — человеческое время (постоянное настоящее), конкретное время. (В методике Студии Темпоральная реальность это рисунок символических мощных деталей)

Световое время  понимается как автономное живое постчеловеческое время (постоянное будущее), поствремя. (Трактуется как рисунок конструкции)

Плоское время  это избыточное время. Присутствует всегда и во всем! Каждое его мгновение замыкается на вечность. Проявляется как в калейдоскопе.

Изогнутое время — искаженное или возмущенное время. Результат совмещения разных координат для пластики искусства.

Разорванное время — совпадает с пространством, его событиями и объектами, разрываясь по субъектам…(см. Википедия)

В статье крассмотрению представлен ряд идей, проблем архетипа. Представлены широко известные произведения, подобраны иллюстрации различных жанров и направлений для исследования роли архетипа в дизайне, скульптуре и изобразительном искусстве. Он рассматривается как оригинал, первичный образ, произведения фольклора, других общечеловеческих символов, которые положены в основу мифа и культуры в целом. Древние языческие артефакты и объекты прошлого, становятся архетипами, служат источником генерации форм современного искусства. Их можно считать архетипическими и обозначать первобытные образы. Они имеют черты универсальных изначальных символов и мотивов. При этом утопические теории фетишизируются и приобретают твёрдость постулата.

Бесконечные «измы» искусства, несомненно, отталкивались от древности, цитировали философские идеи прошлого и современности.

Подразумевается, что у архетипа имеются следующие качества: внесоциальная функция, устойчивая к материальному и социальному  воздействию (истирание, выцветание, деструкция формы, утрата первоначального смысла. Как правило, архетип —монопослание, а его смысл, часто невнятный или рассеянно-многозначный.

Также можно рассматривать архетип и как каркас, формоёмкость прошлого времени, футляр человеческих иллюзий. У архетипа высшее место в иерархии семантического поля. Представленные произведения на иллюстрациях выполнены преимущественно в ХХ веке -веке поисков и экспериментов.

Также считается, что артефактам присуща упрощённая фигурация, брутальный ипримитивный силуэт. Таким образом выстраивается образ. Этим способом художники апеллируют к материалу (например, имитируются реликтовые текстуры на стали). В современной скульптуре, ландшафтной архитектуре, малых формах и городских объектах широко используется ржавые панели, чугун с грубой шершавой поверхностью.

Метод архетипов в брендинге (он как и маркетинг всегда сопутствует дизайну) рассматривает индивидуальный и социальный аспекты, такие как, жизненная сила, удовольствие, единение, принадлежность, защищённость, контроль, признание и власть. Их учитывают как ключевые факторы в проектировании, как размышления об архетипе.

В контексте эволюции визуального мышления к  архетипическому можно причислять и некоторые картины П. Пикассо, квадратные линатуры П. Мондриана, дыхание цвета у М. Ротко.

Жесткая геометрия скульптур О.Хайека редуцирует урбо архетип. В промграфике, как и архитектуре простота считывания сообщения, лаконичность формы-основа и цель.

Антипод Ренессанса украшает Флорентийскую панораму

Несомненно, образцами архетипического стали скульптуры Бранкузи

Конструктивизм является арахетипом для параметризма.

Грубые засечки прорубают реликтовые коммуникативные каналы как в древнем письме. Очевидны признаки архетипа в элементах магии и символизма.

Пластичная глина и тягучая бронза воспринимаются органично в объекте воспринимающемся как архетип.

По традиции, терракота считается материалом архетипа. В определённом смысле, каждый новый стиль, тренд, течение  в искусстве перечёркивают  прошлый опыт, воздвигают  «новое на обломках старого», контрасте  к устоявшейся традиции. Можно трактовать архетип как некий стилобат, базис и канву в проектной концепции. Квадрат Малевича быстро стал очередным архетипом.

Кажущаяся аморфность параметризма, новейшего архитектурного стиля, жестко фиксируется посредством постулатов и аксиом стилей прошлых лет. Архетип явлен и в символах, силуэтах, цвете и текстурах.

из истории московской студии «Темпоральная реальность»

Некоторые цитаты из «Теории контактности» Элия Белютина

«…собственно пластика искусства, в которую входит кодирование человеческих чувств, идеи, то есть «содержания», в формы искусства, позволяющее художнику превращать материальные вещи, вроде краски или мрамора, в аналог человеческих чувств и проблем, возникающих в подсознании и надсознании человека…

…Прежде всего практически невозможно объяснить «неэстетическое» первобытное искусство, а в искусстве целых эпох — Шумера, Вавилона, Египта, Индии, Китая, Мексики — их консерватизм, их слабую эволюцию во времени, по существу отсутствующее эстетическое развитие. Ни как не объясняется последующая история искусства — от Греции к Средневековью и Возрождению и почти полностью «неэстетичное» искусство XX века. Получается, что искусство существует только для способных или научившихся этой способности воспринимать его людей, что абсолютно неверно. Искусство является таким же функциональным человеческим свойством, как дыхание или зрение…»

Современность обречена рано или поздно аннигилировать в протосмыслы, занять место в Пантеоне архетипов. Стиль это то, что стало Архетипом