XCV Элий Михайлович Белютин

Вера Преображенская, «Портрет Белютина», х.м.,1975г.
«Елигий Белютин», Владислав Зубарев, х.м.,1974г.

Описание празднований 10 июня дня рождения Элия Белютина в Абрамцеве:

В течении всех лет существования «Абрамцева» Студийцы работали там  только летом и осенью. Дом и  мастерская были не приспособлены для зимней жизни и работы.   В мае в первомайские праздники студийцы и их родственники приезжали – устраивали «субботник». Открывали дом, сушили отсыревшие за зиму покрывала, подушки. Вытаскивали из подпола посуду. Вешали вечные « маркизы». Мыли полы. Счищали с крыши прошлогоднюю листву. Убирали участок, жгли мусор.  Налаживали отопление.

 Начинали работать в июне после 10-го числа (дня рождения Э.М.Белютина). День рождение всегда пышно отмечался. Угощение было простое, кто что принесет. Обязательно были бутерброды с сыром «рок-фор» (в советские времена он стоил недорого) обожаемый Белютиным и его любимый натуральный фруктовый мармелад. Приглашались, в основном, родственники и близкие друзья студийцев. Это было и день рождение и открытие сезона. Элий Михайлович много говорил об искусстве, о задачах на новый сезон, делал критический разбор работ предыдущего сезона, выставленных в мастерской и на участке. Живопись великолепно вписывалась в природу. Природа и картины (как правило размером 2 х 3м, 1,5 х 2м) друг другу не мешали.  В доме в гостиной висела графика, иногда живопись небольшого размера. В гостиной  деревянный дощатый пол синего цвета, на нем белый мохнатый ковер на ковре антикварный столик. За ним сидел на антикварном диване Э.Белютин и кто-нибудь из студийцев. Там же были самодельные столы, покрытые крафт-бумагой, с угощением. Белютин говорил так, что поднималось настроение и хотелось жить. Это ощущали не только художники, но и их гости. К сожалению, он не разрешал себя записывать на магнитофон. Записей его речей не осталось. Есть только фотографии этих дней рождений. С середины 1980х годов народу на этих праздниках стало больше, приглашались нужные, по мнению Белютина, люди. Начали появляться искусствоведы, фотографы, журналисты. А с начала 90х и бизнесмены…

Из воспоминаний Лидии Кирилловой.

Задания Белютина менялись год от года и всегда оставались актуальными. Во всех заданиях везде и всегда присутствовало время. Он всегда оказывался (а с ним и все студийцы) на гребне волны, на гребне современных на то или иное время процессов происходящих в стране и мире.

Пример, картина Л.Кирилловой «Солярис», 1973г, х.м.,75 х 100. Писалась в Абрамцевском саду.

В 70-е годы вся страна, да и мир был увлечен событиями, происходящими в космическом пространстве. Вышел фильм А.Тарковского «Солярис». Это и была одна из тем , предложенных Э.Б. для живописи.

В.Зубарев(полотно слева),Л.Кириллина, «Зов Вселенной»

У художника Кирилловой в живописи – красный цвет – действие энергии;

сгустки синего цвета – знание; фиолетовый – решение проблемы.

Фильм «Солярис» — сложная тема, (построенная Тарковским по своему) о взаимоотношении разума земного и космического. Космического разума – субстанции, которая образована из наших человеческих мыслей, чувств, эмоций, событий, но как бы отстраненных, поскольку состоит  из других химических веществ, и самого человека.

Метод Э.Б. позволил увидеть этот субъект и отразить его в материале. Художественная система Белютина, его методика позволяют воспроизвести любое материальное и не материальное состояние мира. И в работах художников заложена не только информация о событии, но и время. 

Кроме того студийцы, будучи ЛИЧНОСТЯМИ,  каждый исходя из себя , через свою живопись ( по методике Э.Б.) стал понимать себя и свое пребывание на земле. 

ПОНЯТЬ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО!

Причем методика Э.Б. не выплеск эмоций, а рассудочная математическая система.

Р.S. Поражает то, что ни один из обладателей живописи студии Белютина, не использует видение, пока еще здравствующих художников, что бы обладать их мыслями. А без этого, хранящийся у них материал – это мертвый материал! 

Поэтому искусствоведы, работающие у этих товарищей, пишут о живописи студийцев, как о цветовых пятнах, линиях, крючочках, вообщем о пустоте…

Из записей студийцев лекций Э.М. Белютина:

…Авангардизм – это чистое воздействие.

Художник, говорит Элий Михайлович, не хочет ничего доказывать – он наносит удар. Может быть ненужный и ничего не говорящий человеку, но он его наносит, как бы говоря: очнись от своей сутолоки, посмотри на явление, которое ты, наверное и не назовешь искусством, но которое существует и которое более реально, чем твоя призрачная жизнь. Это прямое воздействие основано на комбинационном мышлении. Здесь нет перевода эмоции, экспрессии, переживания действительности в мир искусства. Это несколько холодный, скорее рациональный перевод своего конфликтного существования в мире в некий конгломерат форм, красок и движений….

 …Контактность – это не просто желаемая или нарочитая реакция … Необходимо вызвать бессознательное, не осмысленное действие надсознания, то есть должен быть прямой ход к нему, без обращения к мысли, к эмоции, без рассказа и образа. Как я себе представляю, в данном случае следует найти такой способ обращения средствами искусства к зрителю, чтобы, минуя зрительные ассоциации, интеллект, сразу сказать надсознанию то, что хочешь…

… Одно важно – самое активное проявление вашей личности и ее реакции на мир. Картина должна практически перестать существовать для человека как картина. Это должен быть мир его гнева, ненависти или гармонии, открытый, бурный или тихий. Но искренний, в который человек не может не верить как в самого себя. Должно возникнуть новое искусство открытости, обращенное к надсознанию, тому, что фактически формирует личность, мораль и нравственную душу нашего современника…

«Мы, новые художники,  должны предложить не копаться в собственных комплексах и грязи, а стать человеком, воспринимающим мелочи жизни как пыль на обуви. Искусство, возвышающее душу человека над самим собой, искусство патетическое, возвышенное, гуманное и великое. Искусство – это наивысшая духовная контактность художника с действительностью, способность усилить те недоразумения, трагедии, волнения, которые  сосуществуют в людях и в нас художниках, и перевести их в пластическое  решение композиции, темы, сюжета, образа, а затем найти наиболее современные способы пластической коммуникации, т.е. связи между этим контактом и искусством, иначе говоря, современно использовать цвет, трактовку пространства, вес, тон, линию. Использовать все элементы старого и нового искусства  для активного выявления связи –  контакта художника с миром в воздействии на зрителя. Картина практически должна перестать существовать для человека как картина – это должен быть мир его гнева. ненависти или гармонии, открытый, буйный или тихий, но искренний, в который человек не может не верить как в самого себя. Вместо традиционной живописи с ее забавами для глаза и ума должно возникнуть новое искусство открытости, обращенное к надсознанию человека, к самому заветному и скрытому, что фактически формирует его личность, его мораль, нравственную его душу.»

*из архива семьи Веры Ивановны Преображенской