2 марта в ГТГ наконец то легализовалась студия ЭлияБелютина «Новая реальность».
В рамках лекционного цикла Третьяковки «Художники нонконформисты второй
половины ХХ века» прошла лекция С.Коткиной «Элий Белютин и его школа».
В 1989 г тогдашним директором Третьяковской галереи Ю.К.Королевым были
отобраны и вывезены в ГТГ 88 работ студийцев. Работы в то время находились в
мастерской на даче их руководителя Белютина в Абрамцеве, где художники – студийцы
творили. Недаром они себя называли «Абрамцевское братство». Королев был поражен,
восхищен неожиданными впечатляющими работами, которые поражали динамикой,
умом, четкостью форм, непредсказуемостью цвета, неожиданностью сюжета. Многие
работы большие – 300 х 400, а размер 150 х 200 был просто средне статистический.
Элий Михайлович создатель студии или, можно сказать, школы, которая
просуществовала с 1957 г , фактически, до его смерти в феврале 2012г. Его педагогическая
система, в конце концов, вылилась в так называемую «Теория контактности»,
являвшуюся сверхзадачей для творчества студийцев. Методы ее реализации
разрабатывались, усложнялись, иногда упрощались, менялись в течении всех лет
существования студии. Но произведения художников — студийцев выглядят супер
современно и в 1957 и в 2000 году. Это был всегда авангард, и это был, одновременно, и
фигуратив, и абстракция, и экспрессия, и реализм.
Белютин и его школа пережили разные времена: большое количество студийцев до
200-300 человек в 1957 – 1962гг, пароходные поездки всей студии, легальные выставки и
знаменитую, сначала, Таганскую выставку «советских абстракционистов», а затем
выставку в «Манеже», где «советские абстракционисты» были разруганы и разгромлены
Н.С.Хрущевым. После 1962 г студия ушла в «подполье» на дачу их руководителя в пос.
Абрамцево, где и трудилась все последующие годы. Количество участников уменьшилось
до 30 – 40 человек, кто — то ушел, но появлялись и новые члены студии. Студия оказалась
замкнутой сама в себе, но творчество ее участников под руководством Белютина расцвело
пышным цветом. Ежегодные выставки студии здесь же в Абрамцево, где вместо
выставочного зала – дачный участок, заросший елями и березами. И на фоне зелени,
нисколько ей не мешая, красовались великолепные работы.
Судьба отобранных Юрием Королевым работ так же оказалась не простой. В 1992г
знаменитого директора ГТГ не стало. И отобранные им работы оказались (вероятно, еще
и в силу тех причин и обстоятельств, что происходили в нашей стране) в запаснике и в
полном забвении.
Так что «первая ласточка» выхода из забвения — это лекция «Элий Белютин и его
школа». И есть надежда, что в недалеком будущем все томящиеся в запаснике
произведения художников студии Белютина увидят, наконец, свет в залах Третьяковки!
Ольга Грачёва