ВЕРА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, ( 20 августа 1919 – 9 сентября 2017)
Родилась в пос. Пильво на острове Сахалин. Отец И. А.Преображенский крупный ученый — геолог, доктор геолого-минералогических наук. В 1922 г. семья переезжает во Владивосток, в 1936 году в Москву.
Вера Преображенская с раннего детства отличалась выдающимися способностями, читать научилась самостоятельно в четыре года и уже в шесть лет читала Льва Толстого. В школьные годы увлеклась рисунками Обри Бердслея. После окончания школы в Москве поступила на Биологический факультет Московского Государственного Университета. Вера -выдающаяся студентка, отличница, по ее способностям к математике и физике, ее уговаривали перейти на физико-
математический факультет того же МГУ. Параллельно с учебой занималась художественным оформлением мероприятий, написанием лозунгов и плакатов. Рисовала карикатуры. В 1944 г была принята в аспирантуру при кафедре Зоологии беспозвоночных Биофака МГУ, где ее руководителем был всемирно известный ученый, профессор, Л. А. Зенкевича. В 1945 году решает уйти из аспирантуры и университета. Неудачны были попытки поступить в МГАХИ им В. И. Сурикова, а затем во ВГИК, где после успешно сданных экзаменов, ее «режут» на собеседовании, поскольку на заданный вопрос о фильме, который она считает лучшим, отвечает фильм «Иван Грозный»Сергея Эйзенштейна,(в то время, как режиссер и его фильм были в опале). Поступает в изостудию ВЦСПС под руководством Народного художника СССР К. Ф. Юона. Педагоги Л. Н. Хорошкевич , М. Т. Хазанов. Одновременно учится в студии при клубе им. Серафимовича, у Ю. Г. Ряжского . Тогда же была принята в Московский комитет художников-графиков. Основное место работы (1950 – 1990) издательство «Учпедгиз», впоследствии «Просвещение», в котором В.Преображенская сделала огромное количество наглядных пособий, иллюстраций к учебникам и др. изданиям. В частности «Жизнь животных». Полностью оформила книгу любимого профессора Л.А. Зенкевича «Моря СССР, их фауна и флора», 1951, 1956гг.
«…Лев Александрович вложил в нас, сначала студентов, потом аспирантов кафедры зоологии беспозвоночных, мечту об исследовании фауны Океана, о морских экспедициях, которые в конце 40 х годов стали возможны, благодаря тому, что государство отдало институту Океанологии большое судно, переоборудованное в научно – экспедиционное, названное «Витязь».
Вера Ивановна вспоминает …В первые экспедиции Лев Александрович меня не включал. Может быть потому, что в 1945 году я ушла из аспирантуры и кафедры. Только весной 1952 года однокурсник Анатолий Савилов, будучи куратором рейса в Охотском море, предложил мне участвовать в рейсе «Витязя».
Параллельно Преображенская иллюстрировала книги в издательствах «Музыка», «Наука», « Советский композитор», «Внешторгиздат». В 1951 –1959 гг. работала в графическом комбинате Худ.Фонда СССР (МОХВ СССР) над оформлением нового здания МГУ. Начиная с 1956 г. Преображенская участник конкурсов на лучшее оформление и иллюстрирование печатной продукции Госкомиздата СССР и
РСФСР. Награждена 20 дипломами 1 и 2 степени, бронзовой медалью ВДНХ СССР.
В 58 году начала заниматься в Студии повышения квалификации при Горкоме графиков Москвы под руководством Элия Михайловича Белютина, впоследствии получившую название «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ». Вера Ивановна бессменный староста студии «Новая Реальность» более полувека! Преображенская- художница, глубоко овладевшая и пропустившая через себя весь арсенал знаний, который дала школа Белютина.
Вот ее воспоминания о начале работы в Студии …блаженное состояние: ушли заботы, неприятности. Пришла свобода духа. Оказалось, что в каждом заложена “искра божья”, и каждый может свободно и легко работать и работать. Прошли десятки лет, но не утихает воспоминание о том ощущении свободы и счастья, которое пронизывало всех без исключения…»
Участница I выставки русских абстракционистов – Таганской (1962) и выставки русского авангарда в Манеже*.
Изобразительное пространство художник рассматривает как пространство изобразительной плоскости, усложненное нашими эмоциями, ощущениями и даже заранее поставленной задачей. Вера Ивановна пишет …Одной и может быть главной является проблема ПРОСТРАНСТВА… Пространство – это пустота, напряжение которой создает настроение. Предмет – это ощущение предмета на плоскости. В нем сливается эмоциональное состояние самого художника с той эмоцией, которая присуща самому предмету. Это могут быть пятна краски, рисунок линий, пятно тона, не повторяющие контур предмета. Но это не «абстракция», так как в них заложены конкретные переживания, мысли, ощущения художника. Цвет –это не просто краска , в которую выкрашены предметы. Цвет сильнейшее средство воздействия, наиболее доступный способ выражения настроения.
Если восприятие нового пространства требует от зрителя определенных усилий, то цвет действует мгновенно, безошибочно вызывая реакцию.
Форма пространства предмета – это наше понимание соприкосновения пространства (воздуха) с конкретным физическим объектом, т.е. главное в данном случае физическое, хотя и умозрительное, ощущение поверхности предмета, не эмоция, а осязание; так как, что такое «видеть», как не «ощупывание» предмета оптическим аппаратом глаза… Для меня белая плоскость вовсе не непроницаемая поверхность. Чаще всего она мною ощущается как сияющий ПРОВАЛ в пустоту. Когда же на нее нанесен первый штрих или мазок, то она как бы вспухает, приобретает объем. Если эту белую поверхность затонировать, закрасить какой – то краской –желтой, синей, зеленой, словом любой, то тогда она для меня превращается в жесткую плоскость. Это ощущение носит характер осязания почти физического. Но черная плоскость ощущается мной как «несуществующая»…»
Созданные ею работы отличаются умом, логикой, динамикой, четкостью форм, непредсказуемостью цвета, неожиданностью сюжета. Ни одного не продуманного пятна или линии на холсте. Ее темпераментная манера живописи поражает. Внутренний контакт с окружающим миром драматичен, и художница находит великолепные пластические решения для его реализации. Преображенской свойственна авангардность и в решениях, и в трактовке сюжета. Она активно пользуется возможностями абстрактного искусства концентрировать человеческую эмоцию и фигуративного, часто создающего конкретное действие. Художник предпочитает большие массы цвета, активно использует напряжение изобразительного пространства, в котором возникают почти вещественные формы – символы, легко совмещаемые с предметными формами.
Вера Ивановна любила работать с большими размерами холстов. Так поражают воображение ее работы на огромных подрамниках : «Чили» -сделана в красном ключе; «Танец Диско»-все в движении, кручении, вихре, музыка доносящаяся из душных дискотек.
Работа над любым холстом сопровождается подробными, четкими записями в дневнике, где записываются и задания Э.Белютина с графическими разработками, таблицами, объяснениями: «Скошенная жизнь» -поперек картины идущий страшный фиолетово-оранжевый разлом, перечеркнувший семью, жизнь, скосившей людей косой; «Древо жизни»; «Сладкая жизнь» -шагаем в ряд, все довольны, спокойны, зеленый, коричневый, желтый цвет –болото, но там где сердце мишень, смерть…; «Толпа»-супер напряженный синий цвет — люди внутри толпы, при нарастании напряжения; пока они спокойны, но вот сейчас сорвуться в крик, в бег, в давку.); «Слепые»-по теме картины Брейгеля – идущие вереницей друг за другом нищие слепые, само пространство картины ярко агрессивно, но слепцы этого не видят….это часть триптиха под общим названием «Разочарование»)…
Сейчас работы Веры Ивановны находятся в музеях и картинных галереях:
Будапештского Музея изобразительного искусства, Усть – Илимской Галерее Изобразительного Искусства, Государственной Третьяковской галерее, Государственной картинной галерее им Пластова, г.Калининград, Госудаственном Музее изобразительных искусств, г. Иваново -Музее природы и человека, в г. Ханты-Мансийск, Государственной музее изобразительных искусств, г.Орел -Государственном музее изобразительных искусств, в г.Ульяновск, Государственном музее изобразительных искусств, г.Екатеринбург и в частных собраниях Венгрии, Германии, Кипра, Канады, Литвы, Люксембурга, США, Эстонии
*Выставка, декабрь 1962, посвящена 30-летию
МОСХА, известна скандальным посещением Н.С.Хрущева