Дизайн есть учёт 5 его составляющих на букву «Э»)
-ЭКОНОМИКА-ЭСТЕТИКА-ЭРГОНОМИКА-ЭКОЛОГИЯ-ЭВОЛЮЦИЯ
А что считает Гади Амит, директор студии NewDealDesign LLC в Сан-Франциско?(Он основаал её в 2000 году и работал с такими компаниями как Dell, Nokia, Palm и т.д.) Он пытается определить, что является фундаментальной основой профессии промышленного дизайнера и что вообще такое промышленный дизайн?
Недавно я — не без опаски — взялся за Phaidon’s Design Classics — эти три массивных тома, в которых собрана тысяча классических дизайнов. Я не большой специалист в составлении десятки или сотни лучших, но тысяча кажется мне вполне справедливой (даже щедрой) цифрой. Конечно же, сразу возникает вопрос — почему одни работы включают в этот список, а другие нет, но мне эта коллекция помогла определить, что же такое промышленный дизайн.
Это совсем не то, о чем вы читаете сейчас каждый день. Все чаще — и вопреки подразумеваемому определению Design Classics — восприятие промышленного дизайна строится на двух понятиях: инновации и искусство.
Инновации и искусство
Инновации — которые так любят упоминать в рассуждениях о том, что «дизайн — это значит хороший бизнес», — обещают новые изделия (неизменно с применением самых новейших технологий) и часто — преображение целых компаний и бизнес-моделей. Том Келли идет еще дальше в своей характеристике и называет это «искусством инновации». А если вы зайдете на сайт IDSA, вы выясните, что «промышленный дизайн — это профессиональная услуга создания и разработки концепций и спецификаций, оптимизирующих функциональность, ценность и внешний вид изделий и систем на взаимную выгоду потребителя и изготовителя».
Искусство — включая и большинство отдельных действий редакторов, которые мы можем наблюдать в СМИ и на дизайнерских выставках — это тип дизайнерской работы, выполняемой для галереи; индивидуальное выражение художника, который находит новые границы опыта и визуальных разработок. Или, как утверждает Аарон Бетски, «Дизайн в повседневной жизни должен делать то же, что делает искусство: поражать нас, пугать нас или восхищать нас, но при этом непременно открывать для нас новые миры в повседневной жизни».
Но зачем вообще пытаться дать определение промышленному дизайну? Затем, что, несмотря на свою возросшую популярность, промышленный дизайн до сих пор является одной из наименее понятных профессий корпоративной Америки, из-за чего обладает невысоким уровнем престижа. В мире бизнеса считается, что «настоящий промышленный дизайн только у Apple» или что «везде, кроме Apple, промышленный дизайн — это либо непонятная аналитическая деятельность, слишком дорогая и неэффективная… либо лиричное снисходительное творение художника, которое не имеет ничего общего с поставкой изделия на массовый рынок».
(Два небольших анекдота на эту тему: Руководитель крупного канала розничной торговли, отсидев 30-минутную презентацию, бескомпромиссно подвел ее итог: «Все это очень впечатляет, и изделия, которые вы показали, великолепны. Но почему из всех дизайнерских проектов, которые я когда-либо начинал за последние 10 лет, ни один не был успешным?» Или харизматичный молодой предприниматель на вручении премии по дизайну: «Награды — это поцелуй смерти. Если вы получаете награду за дизайн, это значит, что изделие плохое, оно мертво, оно никогда не будет эффективным».) Ну, мы-то знаем, что награды получают многие успешные изделия, но сейчас мы говорим о восприятии.
Итак, давайте еще раз вспомним вышеупомянутые определения, с некоторыми оговорками.
Промышленный дизайн — это инновации. Нет, это не так, по крайней мере, не всегда. Воспевание революционных идей в ущерб эволюционным решениям в большинстве случаев является потворством эго дизайнера. Клиент же идет на поводу, часто утрачивая индивидуальность (и деньги). Промышленный дизайн — это не наиболее продвинутые или прогрессивные идеи. Промышленный дизайн — это правильная идея.
Промышленный дизайн — это искусство. Формальный, визуальный, эстетический и концептуальный элементы являются ключевыми инструментами для промышленного дизайна, однако они не должны ограничиваться исключительно индивидуальным «почерком» дизайнера. Существует множество других соображений, определяющих дизайнерское решение (от культурного наследия и семантики до возможности исполнения и практичности), и они не менее важны при разработке изделия, чем клеймо изготовителя. Форма и эстетика — инструменты, а не цель.
И в то время как точки зрения обоих групп, толпы инноваторов и толпы эстетов, имеют право на жизнь, их влияние на становление общего восприятия промышленного дизайна может быть диаметрально противоположным. Нам же нужно соединить эти точки зрения, добавив необходимое в середину. Можно представлять себе промышленный дизайн как двигатель идеи, утилитарный акт разработки изделия или же реквизит в истории, рассказываемой автором/создателем. Но здесь важны также доступность и соответствие изделия жизни обычного человека. А для более «продвинутых» изделий дизайн может послужить культурным интерфейсом, связывая и побуждая людей воспринимать технологии не только с утилитарной позиции.
Это многогранное определение промышленного дизайна может показаться непонятным для рынка, но оно необходимо для правильного восприятия. Что еще больше усложняет ситуацию, даже внутри сообщества промышленных дизайнеров не существует точного определения. Но, наверное, оно нам все-таки нужно; определение, в котором мы отойдем от идеи инновации-или-искусство; третья альтернатива, которая бы гарантировала, что вся сложность и красота нашей профессии не сводилась бы только к «делу бизнеса» и «визуальному выражению». («Кто сказал, что удовольствие не может быть полезным?», сказал Чарльз Имс, когда его спросили, для чего он создает дизайн — для удовольствия или для пользы. Рэй напомнил нам, пожалуй, лучший совет: «То, что хорошо работает, лучше того, что хорошо выглядит. Потому что то, что хорошо работает, работает дольше».)
Третье определениеТак каким может быть это третье определение? Стив Джобс дает неплохое: «В сознании большинства людей дизайн — это оболочка. Это художественное оформление внешнего вида. Это материал обивки дивана. Но для меня это самое неправильное определение дизайна. Дизайн — это душа человеческого творчества, которая выражается в многочисленных слоях изделия или услуги». Или, говоря другими словами, дизайн — это синтез визуального и эмоционального с функциональным. Это эмоции, прикрытые функциональной потребностью. Если же пойти еще дальше, это объект желания, экипированный ощущением полезности.
Но давайте не будем забывать и об эпитете «промышленный». Самое тяжелое в моей работе — это заставить молодых дизайнеров признать значимость производственных процессов для их работы. Многие программы в школах дизайна уделяют большое внимание созданию собственного стиля, но это может обернуться катастрофой — особенно в начале карьеры — когда этих честолюбивых дизайнеров просят разработать что-то для реального рынка, для реальных людей. Многие не могут оценить возможность технического исполнения изделия и четко уловить и сформулировать разницу между, например, тостером за 200 долларов и тостером за 20 долларов. И проблема не только в незнании соотношений цены и определенных производственных процессов и материалов. У меня складывается ощущение, что мир дизайна в академических стенах живет по совсем другим правилам физики. Или вообще без всяких правил. Очень важно, чтобы изделие хорошо продавалось, иначе оно потерпит неудачу. В большинстве случаев, предпочтительно, чтобы изделие было доступно максимально возможному числу покупателей, иначе оно потерпит неудачу. Но, скорее всего, самое важное — это чтобы изделие можно было успешно и качественно тиражировать. Во многих школах на занятиях по промышленному дизайну не так уж много промышленного осталось.
И в конце концов существует последний критерий: цена. Самый лучший способ быстро закончить препирательства с хорошим дизайнером, это спросить: «А ты бы это купил?…» Обманчиво просто, но удар точно в сердце, поразительно, как быстро дизайнеры, отстаивав шие далеко идущие концепции, пересматривают свою позицию, как только речь заходит об их кошельке. Насколько далеко мы зайдем, взяв такой принцип за правило: «Если ты не купишь это изделие, чтобы выполнять ту работу, которую оно призвано выполнять, за установленную цену, значит, оно недостаточно «промышленное»»?
Итак, в этом блюде получилось очень много ингредиентов. Форма, функциональность, желанность, возможность производства, доступность, культурное наследие и многое другое. Но наша уязвимая профессия вполне сможет выстоять на двух ногах, с которыми она была рождена: дизайн, который является промышленным.
Промышленный дизайн — это синтез визуального, эмоционального, функционального и культурного… пока вы можете отгрузить бесконечное множество полученных изделий по цене, которую сами бы согласились заплатить.
Добавить комментарий