Филипп Старк

филипп старк
Филипп Старк (Philippe Starck) — французский дизайнер, архитектор, несомненно является одним из лидеров современного дизайна.

Родился 18 января 1949 года в Париже в семье авиаконструктора. Наряду с интересом к театральности — дизайнер по интерьеру.

В 18 лет, Филипп Старк проявил себя как самостоятельная личность, основал свое первое проектное бюро, где занимался надувными рекламными инсталляциями. Начав в 70-е годы свое творчество с надувного дома, он сразу весьма тут же заявил тем самым о себе как о новаторе. Далее Старк работал дизайнером-оформителем у П. Кардена, успев при этом спроектировать более 60 моделей мебели.

В 1977 году молодой дизайнер отправился в кругосветное путешествие которое без малого затянулось на 2 года. После вернувшись в Париж, он открыл дизайнерскую фирму «Старк продакт». Масштабы его проектной деятельности и сфера интересов не ограничились оформлением интерьеров, он проектировал все : от мелочей быта до градостроительных ансамблей. К сотрудничеству с ним стали стремиться влиятельные организации: «Витра», «Алесси» и т.д. Казалось, нет области дизайна, в которой он не попробовал бы своих сил, причем с неизменным успехом. Уже в 70-е годы Старк стал известным в мире дизайна характерно для области по интерьеру, после оформления парижских ночных клубов «Синяя рука» (1976), «Бани-душевые» (1978).

Интересной его работой является труд по переоборудованию и меблировке апартаментов президента в 1982, Франции Франсуа Миттерана в Елисейском дворце, Старк тогда изготовил санузел с конической ванной, коническим унитазом и коническим биде, чем прославился на весь мир и перешел из многообещающих начинающщих в ведущих монстров мирового масштабы дизайнеров. В 1984-м проектирует внутреннее убранство кафе «Кост» (самая известная парижская работа Старка, за которую ему присуждена премия- «Платинум сёркл» в Чикаго, 1987; стул «Кост» отмечен Первой премией на Ярмарке мебели в Нью-Йорке, 1986).

В дальнейшем осуществляет крупные проекты в других странах: интерьеры ресторанов ,,Манин» (Токио, 1985), «Театриз» (Мадрид, 1990), отелей «Ройалтон» (1988) и»Парамаунт»(1990) в Нью-Йорке; проект «Ройалтона» удостоен премий журналов «Interior Design » (1990), «Interiors» (1991) и Американского института архитекторов (1991). Филипп Старк принимал участие в разработке проекта Музея Гронингер (Нидерланды).

Помимо дизайна мебели для французских, итальянских, испанских, швейцарских и японских фирм и создания осветительных приборов (деятельности, впрямую связанной с оформлением интерьеров), Старк занимается проектированием зубных щеток «Флуокарил» и лодок «Бенето», бутылок для минеральной воды «Гласье» и формы макаронных изделий «Пандзани», кухонных приборов «Алесси» и уличных фонарей «Деко». Является автором дверных ручек и хрустальных ваз, столовых ножей и факела для зимних Олимпийских игр 1992 года.Старк работает в области выставочного дизайна например , был автором экспозиции «30 лет французского дизайна. 1960-1990» в Центре Помпиду, в 1988 году.

Как архитектор Филипп Старк прославился своими сооружениями в Японии: по его проектам построены здание «Пламя» (общественно-культурный центр и бар-ресторан, 1989) и офис «Нани-Нани» для фирмы «Рику-го» в Токио (1990), офис «Зеленый барон» для компании «Мэйсэй» в Осаке (1991). Он проектирует частные дома, здания промышленных предприятий в Европе и Америке. В Париже по его проекту строится «улица Старка» — ансамбль жилых и общественных зданий, занявший территорию одного из островов на Сене (1991). В 1990 году участвовал в Биеннале искусств в Венеции, наряду с архитекторами Ж. Нувелем и К. де Порзампарком представив конкурсный проект нового павильона Франции. Имеет 15 самых престижных дизайнерских наград, участник множества коллективных и персональных выставок. Список публикаций о нем — не только в специальных журналах, но и в массовой прессе — занимает сотни страниц.

Ставший не только очень известным дизайнером он пожалуй, единственный представитель своей профессии, ставший не только известным с мировым именем дизайнером, но и поп-звездой планетарного масштаба. Старк — это личность которая может сочетать в себе огромный талант дизайнера, энергии, популизм, удивительный творческий, духовный, а порой даже физический эксгибиционизм.

В огромных размерах создает, распространяет предметы, идеи, сентенции и мифы о себе, по его манере поведения легко было бы сравнить с самыми блесткими представителями Либерально-демократической партии некоторые даже предполагают , что Старк нуждается в психиатрической помощи, хотя… при всем великолепии своей натуры он демонстрирует абсолютно высочайшие реальностные достижения в дизайне — архитектуры и градостроительства. Признанные его работы ценятся в таких дизайнерских организациях как «международное профессиональное сообщество», ценят его и огромное числом совершенно разных типов потребителей, будь то состоятельная личность или простой человек из простого об-ва. Вещи Старка узнаваемы, любимы и притягательны.


Филипп Старк, ремонтирует гаджет на презентации в ГУМе

При том, что Филипп Старк постмодернист, приемлет, любые разнородные стили и отрицающий в принципе такое понятие как «стиль», является носителем яркого собственного стиля: взглянув на спроектированную им вещь, сразу навевает, да это он — Старк…хотя понять сущность этой самой, «старковостьи», сразу определить не просто.

Доминирующие черты его дизайна — супертехнологизм как говорят люди дизайнерски подкованный хай-тэк — точность аналитического расчета, изобретательность, остроумие, крик конструктивных решений, склонность к эффектам зрелищным и бросским, а так же ироничность. В самых различных произведениях кажется, руководствуется он принципами прямо разносторонними. Его идеи экономии материалов воплощенные во многих проектах как минимализация вещной среды (например идея о том что четвертая ножка сиденья как бы является лишней и поэтому нередко убирается как «ненужное излишество») явно противоречат чрезмерности, превосходящей любые разумные потребности, взывающей к роскоши мегаинтерьеров созданным им его ресторанов и отелей, там где туалеты великолепием отделки и разнеживающим комфортом соперничают с парадными холлами.

Одним словом, Старк не может быть неоригинальным, неостроумным, неироничным, отстраненным от людей, ведь все разработанные им вещи — только начало человеческих эмоций, все они окрашены огромной разнообразной палитрой разносторонних восприятий потребителей его дизайнерского мастерства.

Филиппа Старка объединяет некая включенность в мироздание, в большую глобальную систему бытия, которая подчинена так называемому «эффекту бабочки». Суть «эффекту бабочки», сформулирована еще в 1960-х годах американцем Эдвардом Лоренцем, можно описать так: бабочка, взмахнувшая крыльями где-нибудь в Мексике, вызывает атмосферную турбулентность, которая, в свою очередь, порождает целую серию расщепляющихся в пространстве последствий, в результате чего через неделю погода в северной части Китая устанавливается такой, какой её совсем не ждали. Возможно, именно анализ попыток прогнозирования метеорологической обстановки,даже с применением самых мощных в мире компьютеров, подтолкнул к мысли об эффекте бабочки. Вот Старк, увидев в небе звезду, образ горной реки…и т. д. рождает неожиданные порождение идей или смыслов, которые преломляются в вихре бытия самым хаотичным образом, предсказать эволюцию этой системы, почти невозможно, и чем больше хаотичность, тем больше в ней неопределённости…но Старк из нее черпает и создает свой дизайн.

Живет мастер без лишнего апофеоза в Испании в местечке Formentera. Один, с женой и несколькими друзьями, в очень маленьком доме без газа и электричества, на острове (своем собственном). Он находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторов мобильного телефона и ноутбука, благодаря которым он осуществляет «управление через отсутствие» своим «чрезвычайно компетентным парижским офисом». Там далеко на острове мастер размышляет, вылавливает из пучин мироздания свои гениальные дизайнерские мылки превращаяет их в идеи а затем возможно и воссоздает. Выращивает он на острове экологически чистый рис и устриц, коими, якобы, и питается.

Свою жизнь Старк называет далеко не легкой, в молодости он прошел через многое, пил, курил и нюхал наркотики. О детстве он вспоминает охотно и с деланным ужасом : «Мое детство кажется мне сейчас одним гигантским куском промерзлой и непробиваемой скуки. Школа — это вообще какой-то страшный суд: все тебя стараются заставить что-то делать… Я неделями в школу не ходил. Ну, собственно, и результат налицо: со сложением я еще как-то разбираюсь, умножение тоже туда-сюда, но деление — увольте!»

Ко всему прочему увлеченность Филиппа Старка архитектурным дизайном оформилась в конкретное направление — проектно -строительно -девелоперскую компанию со странным названием YOO. Ее основал сам Филипп Старк, выступающий в качестве генератора идей, а воплощать их был призван его давний друг англичанин Джон Хичкокс. Различные проекты YOO созданы и запущены во многих городах мира, недавно создан вариант для Сеула,скоро в списке городов, отмеченном YOO-дизайном, окажется и Москва.

На публике обаятелен, строит гримаски, оригинален, охотно общается…

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*