Селигер рисовал под дождем

9P8A4038_1smВ рамках программы Всероссийского молодежного лагеря Селигер 2013 состоялся мастер класс по технологиям развития творческого мышления «Новая реальность 2.0». Мероприятие проводилось при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Задание участникам мастер-класса состояло в том, чтобы на холсте с помощью обычных акриловых красок, кистей, мастихинов изобразить свое настроение, ощущение и переживание от прошедшего дня, начавшегося дождя и шквалистого ветра. Согласно Теории всеобщей контактности известного российского и советского художника, педагога, организатора новой системы обучения и развития инновационного мышления Элия Белютина, составляющей основу проекта «Новая реальность 2.0», изобразительное искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека. Именно процесс рисования позволяет визуализировать различные идеи, наглядно представить многочисленные разрозненные их элементы и установить между ними неожиданные связи.

Регулярные занятия по программе «Новая реальность 2.0» позволяют сформировать схемы мышления, при которых активируются незадействованные части мозга в итоге, дающие возможность решать более эффективно и нестандартно различные практические задачи. Известно, что применение теории всеобщей контактности в изобразительном искусстве дало начало более чем 20 новым мировым направлениям. На ее основе построены многие известные зарубежные практики.

Положительный опыт применения проекта «Новая реальность 2.0» был рекомендован в апреле этого года Общественной палатой РФ для распространения в российских учебных заведениях.

По словам Президента НАИРИТ Ольги Усковой, «Лидеры различных рынков объединили свои усилия в решении одного из актуальных вопросов инновационной и образовательной сфер во всем мире – развития технологий совершенствования творческого мышления. На многих авторитетных экспертных площадках, в том числе Санкт-Петербургского и Давосского форумов отмечалось, что конкуренция между ведущими странами все больше переходит в интеллектуальную плоскость. И в этом смысле процесс создания методик, позволяющих подготавливать специалистов, способных эффективно решать практические задачи представляет собой серьезное конкурентное преимущество и имеет высокую важность. Известно, что в последнее время ряд ведущих западных университетов, в том числе Стэнфорд, Гарвард и MIT, выделили в число приоритетных направлений образования гуманитарные технологии развития творческого и мыслительного процесса.»

На площадке лагеря Селигер 2013, несмотря на ливень, песчаный смерч и штормовой ветер собралось более 60 человек, желающих принять участие в мастер-классе. Важно отметить, что навыки изобразительного искусства являлось не обязательными для его участников и многие не  рисовали никогда.

9P8A4116_1

По мнению ведущего мастер-класса известного российского художника Владимира Виноградова, «Не смотря на первый опыт большинства участников, результаты получились интересными. Многие работы можно будет экспонировать на ведущих московских галереях и аукционах. »

(Материал взят с сайта МИСИС)

СОБЫТИЯ
Образование 01 октября 2013 22:09Автор: Дмитрий Писаренко, «Аргументы и факты», Фото: автор

Проснись, Эйнштейн!

«Подумала о Париже, вот и пришли в голову виньетки в стиле модерн»

Разбудить в себе гения можно с помощью рисования

В ближайшие годы в российских вузах может появиться новый предмет, направленный на развитие творческого мышления. С его помощью из студентов будут выращивать гениев.

Методика, уже одобренная Общественной палатой РФ, основана на идеях и разработках художника-авангардиста Элия Белютина, предложенных ещё в 1960-е гг. Он называл её «теорией всеобщей контактности». Считается, что благодаря ей у молодого изобретателя (инженера, предпринимателя, управленца) высвобождаются скрытые в подсознании творческие ресурсы, происходит озарение, и он находит нестандартное решение той или иной задачи, которую не удаётся решить привычными методами.

Как это работает? Лучше один раз увидеть. Прихожу на мастер-класс художника Владимира Виноградова, последователя идей Белютина. Кроме меня там ещё 30 человек. Художник раздаёт всем бумагу и краски: «Задание простое — нарисуйте своё настроение. Какое оно у вас сегодня?»

Начинается дождь, и настроение у большинства, похоже, не очень. Но никто не уходит. Многие рисуют тоскливые пейзажи, размытые абстракции или строгие геометрические фигуры. Одна девушка изображает знак параграфа с большими яркими кругами внутри. «Подумала о Париже, вот и пришли в голову виньетки в стиле модерн», — поясняет она. Виноградов бегает между мольбертами, не скупится на комплименты. «Я специально хотел раскрепостить их, чтобы они скинули с себя комплексы, — расскажет он мне позже. — Задача — увести человека от шаблонного мышления. Он должен забыть весь наносной опыт и посмотреть на мир свежим взглядом. Ведь все мы находимся в плену штампов, стереотипов. Так же и живопись: она может зависеть от штампов и быть реалистичной, а может, наоборот, разрушать штампы, как это делает сюрреализм».

Научно доказано: точное копирование объекта при рисовании не затрагивает творческий потенциал человека. Лучше всего скрытые ресурсы проявляются при живописи в стиле авангард, когда вы не столько предмет изображаете, сколько стараетесь передать своё к нему отношение, эмоцию. Это вынуждает мозг «шевелиться». А если и задание необычное (например, одним цветом изобразить все другие цвета; или передать шум дождя; или нарисовать лес, зная, что за ним находится Освенцим; или одним цветом сделать портрет одной и той же женщины в 20, 40 и 60 лет), то это ещё больше раскрепощает сознание, активирует незадейст­вованные участки мозга. Возникают творческие идеи, которые воплощаются в созданных рисунках, а затем и в других областях, от живописи далёких.

«Допустим, задание нарисовать необычный пейзаж (тот же лес, скрывающий Освенцим) мобилизует ваше подсознание и потом пригодится вам на работе — при «мозговом штурме» на планёрке, — продолжает Виноградов. — Вот если бы у нас тут сейчас сидел Альберт Эйнштейн, он наверняка нарисовал бы что-то необычное, что-то вне программы». — «А какой из сделанных сегодня рисунков можно отметить как потенциально принадлежащий Эйнштейну?» Художник думает совсем недолго: «Один молодой человек, рисуя пятно, оконтурил пространство вокруг него. То есть нарисовал не само пятно, а его периферию. Это инверсия, выворачивание. Он перевернул композицию, и в этом, возможно, есть предпосылки к гениальности».

Творческие идеи сначала воплощаются в рисунках, а затем и в других областях, от живописи далёких.

Когда полвека назад Э. Белютин разработал свою «теорию всеобщей контактности», она помогла развить новые направления в искусстве (см. Интересные факты). До применения в научно-технических областях дело тогда не дошло. Но теперь, когда весь цивилизованный мир ориентирован на прорывные технологии и экономику знаний, самое время вспомнить о методике, позволяющей быстро и эффективно воспитывать высоко­интеллектуальные кадры.

«Это действительно сейчас актуально, — считает Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий. — Многие известные компании стремятся подбирать сотрудников с подобным стилем мышления. Ряд ведущих западных университетов, в том числе Стэнфорд, Гарвард, Массачусетский технологический институт, выделили в число приоритетных направлений технологии развития творческого и мыслительного процесса. На различных рынках наблюдается бум вокруг того, как стимулировать творческое мышление сотрудников, ведь от новых идей зависят будущие прибыли компаний. Конкуренция между ведущими странами тоже всё больше переходит в интеллектуальную плоскость, что отмечалось в этом году на Санкт-Петербургском и Давосском форумах. Также известно, что Китай на пленуме ЦК КПК в 2011 г. объявил развитие технологий креативного мышления в числе одного из высоких государственных приоритетов».

Методика Белютина пока не получила широкого применения, вопрос о её включении в систему высшего образования только обсуждается. Но экспериментальные мастер-классы проводились, скажем, в Нацио­нальном исследовательском технологическом университете МИСиС. И результаты есть. Организационные качества и оригинальный подход при разработке проектов у студентов повысились на 50%. У 7 человек из 10 проявились задатки лидеров, прежде незаметные. «Метод универсален для всех областей, где есть приложения творческой мысли, — в информатике, инженерных науках, при поиске новых подходов в бизнесе, — уверена О. Ускова. — Я знаю нескольких программистов и математиков, прошедших такой курс. Вскоре они взялись за свои оригинальные проекты — например, в области машинного зрения. Ещё один участник тренировок устроился на работу в коммерческую компанию, где предложил необычную идею в сфере маркетинга. Суть в том, чтобы создать для своей фирмы виртуального конкурента, разыграть сценарий ожесточённой борьбы с ним и тем самым привлечь внимание целевых групп к себе».

Озарение, поиск новой идеи неразрывно связаны со способностью выйти «за рамки», переключиться на нечто абст­рактное, нарисовать несущест­вующий образ, после чего решение придёт само собой. В современном понимании гений — это тот, кто научился быстро и точно проникать в нужную область своего мозга и извлекать оттуда информацию. А значит, этому можно научиться. Не исключено, что вскоре в отечественных вузах поставят на поток «производство» Эйнштейнов, Зворыкиных и Цукербергов.

Интересные факты
Российский художник и теоретик искусства Э. Белютин (1925-2012 гг.) был одним из лидеров неофициального искусства середины ХХ в. Именно он организовал знаменитую экспозицию авангардистов в столичном Манеже, которую 1 декабря 1962 г. посетил Никита Хрущёв, устроивший разнос художникам и назвавший их работы «мазнёй». «Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Как вы можете так писать? Есть у вас совесть? Всё это не нужно советскому народу. Запретить! Прекратить это безобразие!» - такова была реакция Первого секретаря ЦК КПСС.
В созданной Э. Белютиным студии «Новая реальность» прошли обучение более 500 художников и дизайнеров, и около 20 из них приобрели общемировую известность, основав новые направления современного искусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*