Прато восхитительный как Прада

Кафедральный собор в Прато посвящён святому Стефану. Собор находится в центре города, на Соборной площади (piazza del Duomo).

Собор – одно из древнейших религиозных сооружений в Прато. В 10 веке в исторических документах упоминается приходская церковь святого Стефана. Специалисты считают, -приходская церковь существовала в 5 веке. С 10 по 15 век церковь неоднократно перестраивалась. Структура нынешнего здания 12 века. Тогда и была возведена и колокольная башня собора; верхняя часть колокольни была надстроена в 1356-57 годах. 14 век церковь расширена, возрос поток паломников к местной реликвии – поясу Богородицы (эта реликвия находится в храме с 1141 года). В 14 веке, был пристроен и трансепт. Допускают, что архитектурный проект  выполнен Джованни Пизано. Дома перед собором были снесены, перед храмом площадь. Несмотря на многочисленные перестройки, облик здания являет пример архитектурной гармонии. Фасад в готическом стиле -выполнен в 1386 — 1457 годах. Здание облицовано полосами белого известняка и зелёного мрамора из Прато. При строительстве фасада здание было чуть сдвинуто, на освободившемся месте был построен коридор, ведущий к внешней кафедре.

Внешняя кафедра – запоминающаяся деталь фасада собора. Кафедра расположена на углу фасада и представляет собой круглый балкон, над которым поднимается закруглённая зонтичная крыша-балдахин. Внешняя кафедра была построена в 1428 — 1438 годах зодчим Микелоццо и декорирована скульптором Донателло. Чаша балкона опирается на бронзовую капитель. Резные круги основания балкона расширяются до балюстрады. Сейчас наружные рельефы балюстрады заменены копией. Оригинальные рельефы находятся в музее собора. По великим праздникам с кафедры демонстрировалась священная реликвия, пояс Богородицы. Реликвию точно также показывают и сейчас: на Рождество, на Пасху, 1 мая, 15 августа (Успение Богородицы).

Люнет над порталом главного фасада -изображения Богородицы между покровителями Прато и Флоренции, святыми Стефаном и Иоанном (фото). Изображение сделано в технике глазурованной терракоты или майолики мастером Андреа делла Роббиа (1489). Главный портал был выполнен зодчими Джованни ди Амброджо и Никколо ди Пьеро Ламберти (1412-13). Два портала правого бокового фасада датируются приблизительно 1160 годом. Они украшены резьбой, которые специалисты приписывают резцу мастера Гвидетто. Вероятно, этот мастер также принимал участие в выполнении декоративных элементов колокольной башни. Верхняя часть башни (с трифорами) была добавлена в 14 веке. На двери правого фасада, расположенной ближе к колокольне, можно видеть красноватое пятно. По легенде, Мушаттино из Пистойи попытался украсть священный пояс из собора. Вору отрубили руку, которая отлетела к собору и окрасила мрамор.

Внутреннее пространство собора делится романскими арками, начала 13 века, на три нефа. Арки и колонны из зелёного мрамора. Капители колонн вырезаны, как считают специалисты, Гвидетто. Внутри, как и снаружи, зелёный мрамор чередуется с белым известняком. Своды выполнены в 17 веке по проекту Фердинандо Такки. Мраморная облицовка пола -16 века. В левом нефе храма можно видеть элегантный амвон из белого мрамора, изготовленный в стиле эпохи Возрождения (1469-73). Рельефы вырезаны Антонио дель Росселлино («Успение Богородицы» и «Эпизоды из жития святого Стефана») и Мино да Фьезоле -«Эпизоды из жития Иоанна Крестителя». В правом нефе, напротив амвона левого нефа, стоит бронзовый канделябр работы Мазо ди Бартоломео (1440). Этим же мастером выполнена ограда (1435-38), называемая также внутренней террасой или внутренним амвоном, за которой находится «Успение Богородицы», написанное Давидом и Ридольфо дель Гирландайо (16 век, стена у главного входа). Небольшое деревянное распятие у входа в капеллу Пояса приписывается мастеру Джованни Пизано (1248-1315). Вероятно, по проекту этого же мастера был выполнен и пристроенный в 14 веке трансепт, над которым поднимается пять высоких крестообразных сводов. В алтарной части находится главный алтарь из мрамора, бронзовый канделябр и амвон работы современного американского мастера Роберта Морриса (2001). В правом трансепте, в эдикуле, -терракотовая статуя Богоматери с младенцем (1480, братья да Майано). Богатая балюстрада алтарной части из разноцветного мрамора -17 века, но при её изготовлении использованы фрагменты старинных хоров с гербами и херувимами. За балюстрадой капеллы трансепта. Правая капелла трансепта – капелла Виначчези. Сохранилась фреска «Снятие с креста» 13 века. Остальные фрески были написаны в 19 веке художником Алессандро Франки. Далее -капелла Успения. Стены расписаны в 1435-36 годах художниками Андреа ди Джусто Мандзини и Паоло Учелло. Росписи посвящены житию Богородицы и житию святого Стефана. За алтарём главной капеллы находится бронзовое «Распятие» (1653, Фердинандо Такка). На стенах фрески -житие святого Стефана и святого Иоанна Крестителя (1465, Филиппо Липпи). Самая известная работа великого художника эпохи Возрождения Филиппо Липпи. «Внутри собор поражает необыкновенно суженными пропорциями. Чередование белых и чёрных полос приводит здесь к серьёзности, почти мрачности общего впечатления. Можно подумать, что суровая простота этого храма повлияла даже на легкомысленного фра Филиппо Липпи, когда он писал здесь в хоре свои фрески.  Красива по серо-голубому тону фреска-пир у Ирода и танец Саломеи. Большая фреска напротив, изображающая погребение св. Стефана.  Считается, что лицо Иродиады – первый из многочисленных портретов возлюбленной художника. В написании цикла участие фра Диаманте. Липпи, сделал эскиз  витража.

За центральной капеллой трансепта -капелла Манассеи, капелла Ингирами и капелла святого Причастия. Капелла Манассеи -расписана в начале 15 века («Эпизоды из жития святой Маргариты и святого Иакова», в стиле Аньоло Гадди, возможно, его последователем). В капелле Ингирами следует отметить надгробный памятник, приписываемый резцу Бенедетто да Майано (15 век) и витраж (начало 16 века). Левая капелла трансепта, капелла святого Причастия, была построена в 16 веке, своды были расписаны в 19 веке, алтарный образ датируется 1549 годом (Дзаноби Поджини).

Капелла Пояса (Cappella del Sacro Cingolo) , построенная в 1386-90 годах мастером Лоренцо ди Филиппо, – важное место для верующих быть может, и во всём городе. Капелла расположена в последнем пролёте левого нефа. В ней хранится священный пояс, который,  Богородица отдала святому Фоме, чудесным образом явившись ему, опоздавшему на её погребение. В 12 веке пояс Богородицы оказался в Прато. Привёз из Святой земли купец Микеле Дагомари. Фрески капеллы повествуют о житии Богоматери (1392-95, Аньоло Гадди). Священный пояс хранится в алтаре 18 века, украшенном рельефами работы Эмилио Греко. Над алтарём установлена беломраморная статуя Богоматери с младенцем – одна из лучших работ Джованни Пизано (1301). Бронзовая калитка капеллы – стиль эпохи Возрождения (Мазо ди Бартоломео, Паскуино да Монтепульчано). Внутренний двор собора отделан чередующимися полосами белого известняка и зелёного мрамора. Первый ярус галерей в романскомстиле с ломбардскими и пизанско-луккскими чертами.  Верхний ярус был перестроен -1428 год. Пилястры и капители в позднем готическом стиле пришли на смену романскому стилю.

webphoto-22 webphoto-21 webphoto-20-2 webphoto-19-3 webphoto-18-2 webphoto-17-2 webphoto-16-3 webphoto-15-3 webphoto-14-3 webphoto-13-4 webphoto-12-4 webphoto-11-3 webphoto-10-3 webphoto-9-3 webphoto-8-3 webphoto-7-4 webphoto-6-4 webphoto-5-5 webphoto-4-6 webphoto-3-5 webphoto-2-6 webphoto-1-12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*